Натан Альтман
Альтман Натан Исаевич [10 (22) декабря 1889, Винница — 12
декабря 1970, русский художник. Обращаясь к самым различным видам
изобразительного творчества, прошел сложный путь от древних традиций к
авангарду, сохраняя (даже в годы господства социалистического реализма)
приверженность к острой, экспериментальной выразительности художественных форм.
«Еврейское возрождение» и стиль модерн
Учился в Одесском
художественном училище (1902-07) и в частных студиях Парижа (1910-11). Жил
преимущественно в Петербурге (1912-21 и с 1936) и в Москве (1921-28). Молодой
мастер вошел (подобно М. З. Шагалу) в число видных деятелей «Еврейского
ренессанса», — как принято называть активно проявившийся в предреволюционный
период художественный интерес к новому воплощению символов и мотивов иудейского религиозного искусства и фольклора. В 1916 стал
одним из основателей «Еврейского общества поощрения художеств». Среди
характерных его произведений этого круга — графические циклы «Еврейская
графика» и «Картинки Натана Альтмана» (1914-16), обложки альманахов «Сборники Сафрут» (1917) и нотных изданий «Культур-Лиги» (1918).
Национальная романтика древности самобытно соединилась в искусстве Альтмана с
изысканной ритмикой модерна. Обнажая внутреннюю структуру образа, он
последовательно шел к кубизму и футуризму. Его «Портрет Анны Ахматовой» (1914,
Русский музей) многие считают лучшим в иконографии великой поэтессы: ее
чопорная и гордая, нервно-отчужденная фигура представлена в окружении
кристаллических, прохладных по колориту форм. В те же годы он обнаружил и
незаурядное дарование скульптора, и здесь продвигаясь от модерна к
кубофутуристическому стилю, к полуабстрактной игре
ритмических структур. С 1916 был членом авангардистского «Союза молодежи».
Революционный карнавал
Искусство авангарда впрямую сомкнулось с революцией, и этот союз обрел в
творчестве Альтмана особый размах. В 1918 он оформил массовый спектакль
режиссера Н. Н. Евреинова, организованный по случаю первой годовщины
Октябрьского переворота. Толпы статистов (преимущественно солдат) призваны были
воссоздать революцию в виде грандиозного, как бы «космически» всеохватного
действа, преображающего вселенную. Футуристические же декорации преобразили
исторический центр Петрограда (Дворцовую площадь с подходами к ней), заслоняя и
тем самым как бы «разрушая» архитектурные памятники царизма (так подножие
Александровского столпа было переоформлено в виде гигантского костра).
Однако «разрушение» это носило откровенно карнавальный, игровой характер.
Засвидетельствовав свою лояльность новой власти работой в отделе Изо Наркомпроса, а также исполнив
с натуры в 1920 ряд портретов В. И. Ленина, мастер всегда пребывал вольным
анархистом в душе. В его футуристических композициях («Петрокоммуна», Русский музей; «Россия. Труд»; обе — 1921) неизменно живет ощущение театральных подмостков,
над которыми взмывают легкие, парящие в воздухе конструкции. С этого
времени Альтман все активнее выступает и собственно в сценографии, оформляя (в
1920-28) спектакли театра «Габима», а также Государственного
еврейского театра (Госет) в Москве.
В Париж и обратно
Отправившись в 1928
вместе с Госетом в европейское турне, художник
остался в Париже, прожив там до 1936. Во Франции его революционный, «левый»
авангардизм смягчается, уступая — в духе европейской моды межвоенных
лет — тенденциям «ар деко»; в его творчестве теперь
доминирует не «космос», а камерные, лирические, жанрово-бытовые или пейзажные
темы.
Когда Альтман вернулся в Советский Союз, в годы строгой соцреалистической
регламентации художественной жизни лучшим творческим прибежищем ему (как и ряду
других российских мастеров схожего романтико-авангардистского темперамента)
часто служила сценография. Он работал художником Еврейского камерного,
Ленинградского драматического имени А. С. Пушкина и других театров, но
одновременно плодотворно выступал как график-иллюстратор («Петербургские
повести» Н. В. Гоголя, 1937), не оставляя и станкового искусства, в том числе
скульптуры. В «оттепельно-застойные» годы Альтман как
ветеран авангарда служил раскрепощающим примером для творческой молодежи (в том
числе и благодаря большой ретроспективе своих работ, состоявшейся в 1968).
Оставил содержательные воспоминания.