Ганс Бальдунг
Бальдунг (Baldung; прозвище – Грин, Grien) Ханс (около 1484/86–1545), немецкий живописец и график.
Испытал влияние А.Дюрера (в мастерской которого работал в 1502–1504) и М.Грюневальда. Работал главным образом в Страстбурге, но с 1512 до 1517 жил в Фрайбурге,
где работал над своим шедевром - высоким алтарем для собора Фрейбурга,
центральная панель которого - лучистое изображение коронации Богородицы. В
работе над алтарем он, волшебным образом, объединил пейзажи, фигуры, свет и
цвет. Рационализм эпохи Возрождения , особенно
сказавшийся в портретах Бальдунга (портрет
Л.Лёвенштейна, 1513, Картинная галерея, Берлин-Далем),
часто сочетается в его творчестве с мистикой, обобщенная пластика – с дробными,
ломаными ритмами (главный алтарь собора во Фрайбурге-им-Брайсгау,
1512–1516; “Смерть, целующая женщину”, 1517,
художественное собрание, Базель). В
рисунках и гравюрах на
дереве Бальдунг создал особую манеру передачи
светотени контрастами ярких бликов (“Колдуньи”, гравюра на дереве, 1510).
Творчество Бальдунга - изменчиво и многообразно, включает религиозные
работы, аллегории и мифологию, портреты, проекты для цветного стекла и
гобеленов, и большое количество графических работ, особенно книжных
иллюстраций. Его характерные, довольно небольшие по размеру картины - это
эротические аллегории (как например, "Рыцарь,
молодая девушка и смерть", 1505, Лувр, Париж, "Смерть и
Девушка", 1521), к которым он
обращался много раз. Эротизм часто присутствует в его поздних работах, наиболее
известная из которых - "Очарованный стойкий молодой человек" (1544),
интерпретированная как аллегория страсти. С другой стороны его картины,
посвященные изображению возраста - виртуозные по манере рисунка - довольно
символичны по зловещему смыслу.