Владимир Баранов-Россине
Баранов-Россине, Владимир Давидович
(наст. фамилия и имя Баранов,
Шулим-Вольф) (1887/1888–1944), русский художник и
изобретатель, один их основоположников светомузыкального кинетизма в искусстве.
Родился 20 декабря 1887 (1 января 1888) в селе Большая Лепатиха
Таврической губернии (ныне Запорожская область, Украина). В 1903–1908 занимался
в Одесском художественном училище. В 1908 поступил в петербургскую Академию
художеств, но на следующий год был отчислен оттуда за непосещение занятий.
Участвовал в первых выставках русского авангарда («Стефанос»
в Москве, 1907; «Звено» в Киеве, 1908; и др.). С 1910 жил и работал в Париже,
где начал выступать под псевдонимом «Россине» (затем
подписывался двойной фамилией), а в 1915–1917 – в Скандинавии (преимущественно
в Норвегии). В 1917 вернулся в Россию, жил в Петрограде, а с 1919 в Москве, где
был профессором Вхутемаса (Высшие
художественно-технические мастерские).
Сформировавшись как мастер, писал
картины в духе футуризма (Беспредметное,
конец 1910-х годов, Художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов) и
супрематизма. Однако получил известность в первую очередь своим
стремлением развернуть образы в реальное пространство – его выставленная в
Париже скульптура Симфония № 2 (из металлических труб, проволоки и пружин,
1914, не сохранилась) удостоилась похвалы Г.Аполлинера. В начале 1920-х годов
увлекся проблемами светомузыки, пытаясь воплотить в жизнь идеи А.Н.Скрябина.
Сконструировал особого рода клавир («оптофон»), каждый клавиш которого
соответствовал не только определенному звуку, но и цвету (свет, проходя через
оптические фильтры, проецировался на экран-«хромотрон»). Провел первые светомузыкальные концерты в
театре В.Э.Мейерхольда (1923) и Большом театре (1924); сам исполнял на них
«партию света», в последнем случае – в сопровождении симфонического
оркестра под руководством В.Сука.
С 1925 жил в Париже, демонстрируя свой оптофон. Этот аппарат Баранов-Россине запатентовал, как и ряд других своих
изобретений, использующих эффекты преломления световых лучей (в частности, «хромофотомер» для определения качества драгоценных камней и
«мультиперко» для производства и очистки химических
растворов), в 1930-е годы. Не оставлял и искусство как таковое, создавая
живописные и скульптурные композиции, основанные на принципе «ленты Мёбиуса»,
активно применяя разнородные материалы и полихромию.
В ноябре 1943 был арестован как еврей в Париже оккупационными властями и
депортирован в Германию. Умер Баранов-Россине в нацистском концлагере в январе 1944.