Бассано Якопо

Бассано (ок. 1515-1592) в своем творчестве пережил смену многих художественных

тенденций, по-своему преображая их. Будучи типичным представителем искусства

венецианской Террафермы (такое название получила венецианская провинция), мастер живо реагировал на все новое, что происходило в живописи, и с немалой долей провинциальной  наивности воплощал это в своих произведениях.

Якопо да Понте получил свое прозвище по месту рождения в городке Бассано дель

Граппа, расположенном в долине реки Бренты у подножия Альп. Точная дата его

рождения неизвестна. Один из первых биографов Бассано называет 1510 год, другие

источники упоминают 1515 и 1517/18 годы.

Первые уроки живописи Якопо получил у своего отца Франческо да Понте. Благодаря

ему же Якопо получил хорошее образование - отец был человеком большой культуры,

увлекался философией и литературой. В "Бегстве в Египет", первой самостоятельной

работе художника, написанной в 1534 году, проявились черты своеобразного таланта

молодого мастера - непосредственность,  искренность, тяготение к изображению

конкретных жизненных явлений.

В 1535 году Бассано на несколько лет поселяется в  Венеции и работает в

мастерской Бонифацио Веронезе. Художника привлекает пышный быт города,

его захватывает ощущение вечного праздника, столь характерное для жизни Венеции

того времени. В венецианской живописи начинается возрождение традиций

историко-религиозного жанра Беллини и Карпаччо. Якопо отдает им дань в цикле

картин, написанных для Зала приемов Палаццо Пубблико в Бассано.

После 1540 года, когда умирает отец, Якопо окончательно переселяется в Бассано.

В это время в его творчестве обнаруживается все более личностный подход к

осмыслению классических ренессансных образцов, а часто и решительный отход от

нихамое значительное произведение этого периода - "Битва Самсона с

филистимлянами" (Дрезденская галерея). В ней силен диссонанс между внешне 

гармоническими формами и внутренней патетикой,проявившийся в неожиданных и

резких ракурсах.

Более удачные художественные решения находит Бассано в тех случаях, когда

динамика композиции приходит в гармонию с эмоциональным строем произведения.

Пример такого рода - прекрасное "Шествие на Голгофу" из музея Фитцуильям в

Кембридже. Известно, что прототипом к картине послужила гравюра А. Венециано

"Несение креста". Но образец для мастера - всего лишь толчок к созданию своего

собственного поэтического мира.

Апофеоза движения и внутренней динамики достигает Бассано в "Мученичестве

свкатерины" (Бассано,Городской музей). В этот период были у художника и

иные настроения и увлечения. Так, он создает замечательную серию пасторальных

сцен - и в первую очередь "Поклонение пастухов" (Хемптон Корт) и "Троицу"

(Ангарано, церковь Санта Тринита). Тут в полной мере перед нами предстает

Бассано-лирикоспринимающий природу в ее тихой поэтичной красоте. Именно

природа венецианской Террафермы становится главным героем его картин. Простые

крестьянские постройки, окруженные густой листвой деревьев, берег реки, уводящий

взгляд в подернутую синей дымкой даль. Да и персонажи картин - это деревенские

типы, которых все чаще и чаще начинает изображать художник.

В картине "Тайная вечеря" (Рим, галерея Боргезе) Якопо переносит действие в

крестьянскую среду. Поражает правдивость, с которой художник пишет

апостолов-крестьян, их загорелые лица и  мускулистые руки. В этом смысле картина

представляет собой кульминационный момент творческого развития мастера. Нигде в

последующих произведениях Бассано не будет столь близок реальной жизни.

Пожалуй, еще только великолепное "Поклонение пастухов", написанное около 1548

года (Каракас, коллекция Джусти), гармонически сочетает в себе полноту реализма

и поразительную одухотворенность образов. После этого Бассано, увлеченный, как

почти все итальянские художники того времени, маньеристическими влияниямиудет

двигаться по пути внутреннего надлома, субъективных исканий, преувеличенной

экспрессии.

1550-е годы были переломными для многих художников Италии - достаточно назвать

имена Тинторетто, Веронезе, Тициана. Сущность этого перелома заключалась в

первую очередь в утрате того гармоничного мировоззрения, которое было создано

эпохой Возрождения. "Казнь Иоанна Крестителя"(около 1550,Копенгаген,Королевская

галереятала воплощением маньеристических исканий Бассано. Спиритуализация

образа достигла предела. Формы искажены. Движение лишено реальности и служит

выражением неких внутренних силзощренность поз,удлиненность

пропорцийсловность колорита, переходящего от зеленовато-фиолетовых к

оранжево-желтым тонам - все это четкие стилевые признаки маньеризма.

Несколько раз в 1550-е годы Бассано возвращается к своей любимой теме -

"Поклонению пастухов", а в 1558 году создает картину "Иоанн Креститель в

пустыне" (Бассано, Городской музей).

Следующее десятилетие (1560-е годы) проходит для Якопо Бассано под знаком

возвращения к традициям венецианской живописи позднего Возрождения.

Недаром посетивший в 1566 году Венецию Джордже Вазари говорит, что картины

Бассано `высоко ценятся главным образом за изображение обыденных  вещей и

животных`. И действительно, его "Пастораль" (Лугано, коллекция Тиссен) – одна из

лучших картин художника. Бассано вновь достигает необычайной внутренней

гармонии, заставляя вспоминать лучшие достижения венецианской живописи.

В 1570-е годы творческая активность Якопо Бассано возрастает. Он пишет огромные

алтарные образы, украшает фресками капеллу дель Розарио в небольшой приходской церкви в Картильяно. В это время складывается особая форма его сотрудничества со старшим сыном Франческо, породившая столько споров в отношении авторства многих картин. Из мастерской Бассано выходят в основном большие многофигурные композиции, но художественное качество этих вещей значительно уступает тому, что делал художник в предыдущие годы. Правда, в последние годы учеными было открыто несколько небольших живописных произведений, принадлежащих кисти самого мастера.

Они (например "Сусанна и старцы", 1585, Нимузей) свидетельствуют о

неустаревающем мастерстве живописца, о его верности на протяжении четырех

десятилетий традициям венецианской живописи.

                             

 

                                                  ГАЛЕРЕЯ БАССАНО

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz