Бассано Якопо
Бассано (ок. 1515-1592) в своем творчестве пережил смену многих
художественных
тенденций, по-своему преображая их. Будучи типичным представителем
искусства
венецианской Террафермы (такое название
получила венецианская провинция), мастер живо реагировал на все новое, что
происходило в живописи, и с немалой долей провинциальной наивности воплощал это в своих произведениях.
Якопо да Понте получил свое прозвище по месту рождения в городке Бассано дель
Граппа, расположенном в долине реки Бренты
у подножия Альп. Точная дата его
рождения неизвестна. Один из первых
биографов Бассано называет 1510 год, другие
источники упоминают 1515 и 1517/18 годы.
Первые уроки живописи Якопо получил у
своего отца Франческо да Понте.
Благодаря
ему же Якопо получил хорошее образование
- отец был человеком большой культуры,
увлекался философией и литературой. В "Бегстве в
Египет", первой самостоятельной
работе художника, написанной в 1534 году, проявились черты
своеобразного таланта
молодого мастера - непосредственность, искренность, тяготение к изображению
конкретных жизненных явлений.
В 1535 году Бассано на несколько лет
поселяется в Венеции и работает в
мастерской Бонифацио Веронезе. Художника
привлекает пышный быт города,
его захватывает ощущение вечного праздника, столь характерное для
жизни Венеции
того времени. В венецианской живописи начинается возрождение
традиций
историко-религиозного жанра Беллини и Карпаччо.
Якопо отдает им дань в цикле
картин, написанных для Зала приемов Палаццо Пубблико
в Бассано.
После 1540 года, когда умирает отец, Якопо
окончательно переселяется в Бассано.
В это время в его творчестве обнаруживается все более личностный
подход к
осмыслению классических ренессансных образцов, а часто и
решительный отход от
них.Самое значительное
произведение этого периода - "Битва Самсона с
филистимлянами" (Дрезденская галерея). В ней силен диссонанс между внешне
гармоническими формами и внутренней патетикой,проявившийся в неожиданных и
резких ракурсах.
Более удачные художественные решения находит Бассано
в тех случаях, когда
динамика композиции приходит в гармонию с эмоциональным строем
произведения.
Пример такого рода - прекрасное "Шествие на Голгофу" из
музея Фитцуильям в
Кембридже. Известно, что
прототипом к картине послужила гравюра А. Венециано
"Несение креста". Но образец для мастера - всего лишь
толчок к созданию своего
собственного поэтического мира.
Апофеоза движения и внутренней динамики достигает Бассано в "Мученичестве
св.Екатерины" (Бассано,Городской
музей). В этот период были у художника и
иные настроения и увлечения. Так, он создает замечательную серию пасторальных
сцен - и в первую очередь "Поклонение пастухов" (Хемптон Корт) и "Троицу"
(Ангарано, церковь Санта Тринита). Тут в полной мере перед нами предстает
Бассано-лирик,воспринимающий природу в ее
тихой поэтичной красоте. Именно
природа венецианской Террафермы
становится главным героем его картин. Простые
крестьянские постройки, окруженные густой листвой деревьев, берег
реки, уводящий
взгляд в подернутую синей дымкой даль. Да и персонажи картин - это
деревенские
типы, которых все чаще и чаще начинает изображать художник.
В картине "Тайная вечеря" (Рим, галерея Боргезе) Якопо переносит действие
в
крестьянскую среду. Поражает правдивость, с которой художник пишет
апостолов-крестьян, их загорелые лица и мускулистые руки. В этом смысле картина
представляет собой кульминационный момент творческого развития
мастера. Нигде в
последующих произведениях Бассано не будет столь близок реальной жизни.
Пожалуй, еще только великолепное "Поклонение пастухов", написанное
около 1548
года (Каракас, коллекция Джусти),
гармонически сочетает в себе полноту реализма
и поразительную одухотворенность образов. После этого Бассано, увлеченный, как
почти все итальянские художники того времени, маньеристическими
влияниями,будет
двигаться по пути внутреннего надлома, субъективных исканий, преувеличенной
экспрессии.
1550-е годы были переломными для многих художников Италии -
достаточно назвать
имена Тинторетто, Веронезе, Тициана. Сущность этого перелома
заключалась в
первую очередь в утрате того гармоничного мировоззрения, которое
было создано
эпохой Возрождения. "Казнь Иоанна Крестителя"(около 1550,Копенгаген,Королевская
галерея)стала воплощением маньеристических исканий Бассано.
Спиритуализация
образа достигла предела. Формы искажены. Движение лишено
реальности и служит
выражением неких внутренних сил.Изощренность поз,удлиненность
пропорций,условность колорита,
переходящего от зеленовато-фиолетовых к
оранжево-желтым тонам - все это четкие стилевые признаки
маньеризма.
Несколько раз в 1550-е годы Бассано
возвращается к своей любимой теме -
"Поклонению пастухов", а в 1558 году создает картину
"Иоанн Креститель в
пустыне" (Бассано, Городской
музей).
Следующее десятилетие (1560-е годы) проходит для Якопо Бассано под знаком
возвращения к традициям венецианской живописи позднего
Возрождения.
Недаром посетивший в 1566 году Венецию Джордже Вазари говорит, что
картины
Бассано `высоко ценятся
главным образом за изображение обыденных
вещей и
животных`. И действительно, его "Пастораль" (Лугано, коллекция Тиссен) – одна из
лучших картин художника. Бассано вновь
достигает необычайной внутренней
гармонии, заставляя вспоминать лучшие достижения венецианской
живописи.
В 1570-е годы творческая активность Якопо
Бассано возрастает. Он пишет огромные
алтарные образы, украшает фресками капеллу дель
Розарио в небольшой приходской церкви в Картильяно. В это время складывается особая форма его
сотрудничества со старшим сыном Франческо,
породившая столько споров в отношении авторства многих картин. Из мастерской Бассано выходят в основном большие многофигурные
композиции, но художественное качество этих вещей значительно уступает тому,
что делал художник в предыдущие годы. Правда, в последние годы учеными было открыто
несколько небольших живописных произведений, принадлежащих кисти самого
мастера.
Они (например "Сусанна и старцы", 1585, Ним,музей) свидетельствуют о
неустаревающем мастерстве живописца, о его верности на протяжении четырех
десятилетий традициям венецианской живописи.