Макс Бекман
Бекман, Макс (Beckmann, Max) (1884–1950), немецкий
художник и график, родился в Лейпциге 12 февраля 1884. В 1900–1903 учился в веймарской Академии живописи; в 1909–1911 был членом Нового
Берлинского Сецессиона.
Во время Первой мировой войны служил санитаром
на фронте. По окончании
войны Бекман поселился во Франкфурте-на-Майне и
преподавал в Художественной школе. После прихода к власти нацистов Бекман был отстранен от преподавания. Его произведения
экспонировались на выставке «Дегенеративное искусство». В 1937 он эмигрировал в
Амстердам, где жил во время Второй мировой войны; в
1947 переехал в США, преподавал в университете Сент-Луиса.
В работах Бекмана можно проследить
последовательную стилистическую эволюцию. Он начал с подражания импрессионизму
в произведениях, представленных на выставках первого Берлинского Сецессиона.
Работы, созданные мастером после войны, исполнены ужаса и глубокой скорби,
выраженных посредством очень резких и грубых искажений. Типичные произведения
этого периода – картины Ночь (1918–1919, Дюссельдорф, Художественное собрание Нордрейн-Вестфален) и Семейный портрет (Нью-Йорк, Музей
современного искусства). В 1920-е годы искажения постепенно нивелируются;
находясь в спокойном расположении духа, Бекман пишет
в более нейтральной манере, например, Автопортрет с
сигарой (частное собрание). К
1930-м годам, когда техническое мастерство художника достигло самого
высокого уровня, он обращается к более утонченным и сложным образам.
Содержание его произведений приобретает обобщенный и аллегорический
характер, как в триптихе Отплытие (1932–1933, Нью-Йорк, Музей современного
искусства) и Карнавал (университет Айовы).
Творчество Бекмана отличает напряженная и
мощная реалистическая трактовка
формы – эффект, которого он достигал посредством использования острых
обобщенных контуров и интенсивного колорита. Умер Бекман
в Нью-Йорке 27
декабря 1950.