Якопо, Джованни и Джентиле Беллини
Беллини (Bellini), семья итальянских
живописцев, основоположников искусства Возрождения в Венеции. Глава семьи – Якопо Беллини (около 1400–1470/71) при мягкой лиричности
образов сохранял связь с традициями готики (“Мадонна с младенцем”, 1448,
Галерея Брера, Милан). В его рисунках, полных живых
наблюдений (зарисовки античных памятников, архитектурные фантазии), отразился
интерес к проблемам перспективы, влияние А.Мантеньи и
П.Уччелло.
С именем Джентиле Беллини (около
1429–1507), сына Якопо Беллини, связано зарождение
венецианской жанрово - исторической картины, запечатлевшей праздничную жизнь на
улицах города (“Процессия на площади Сан-Марко”, 1496, “Чудо Святого Креста”,
1500, – обе в Галерее Академии, Венеция).
Джованни Беллини (около 1430–1516), второй сын Якопо
Беллини, – крупнейший мастер венецианской школы, заложивший основы искусства
Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (“Оплакивание
Христа”, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу
1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла
Франческа и Антонелло да Мессина сменяются
гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам
созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая “Озёрная мадонна”, 1490-е годы,
Уффици; “Пиршество богов”, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные
“Мадонны”
(“Мадонна с деревцами”, 1487, Галерея Академии, Венеция;
“Мадонна”, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно
пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, ясной,
спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и поэтичностью
образов. ("Мадонна и младенец с благословлением"
1510г. Собрание Брера.Милан";
Обнаженная молодая женщина с зеркалом" Ок.1505-10гг. Музей истории
искусств. Вена; "Священная Аллегория" (лев.фр.) 1490-1500гг. Галерея Уффици; "Священная
Аллегория" (прав.фр)
1490-1500гг. Галерея Уффици; "Четыре Аллегории. Упорство и
Судьба",1490г.; "Четыре Аллегории. Благоразумие и
Лживость",1490г.).
В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной
композицией ренессансной алтарной
картины (“Мадонна на троне в окружении
святых”, 1505, церковь Сан-Дзаккария,
Венеция) сформировался полный интереса к человеческой личности гуманистический
портрет (портрет дожа Л.Лоредана, 1502, Национальная
галерея, Лондон). Наиболее извесными являются его
работы "Греческая мадонна",1460г; "Св.Георгий,
поражающий кона"(деталь) Алтарь Pesaro, 1470г.;
"Моление о чаше" (Агония в саду),ок.1459г.; "Пир
богов",1514г.; "Св.Франциск в экстазе",1485г.; "Мадонна с
младенцем", 1510г.; "Распятие",1501-03гг.; "Опьянение
Ноя",1515г.; "Св. Иероним, читающий на
природе"; "Чудо Святого Креста на мосту Сан Лоренцо",1500г.