Александр Бенуа
Бенуа, Александр Николаевич
(1870–1960), русский художник, театральный
деятель, историк и критик
искусства; основоположник объединения «Мир искусства».
Родился в Санкт-Петербурге 21
апреля (3 мая) 1870 в семье известного зодчего Н.Л.Бенуа. Учился в петербургской
Академии художеств (1887), но основные навыки живописи получил от брата
Альберта, акварелиста и архитектора. Блестящий эрудит и общественник, был
главным инициатором создания журнала «Мир искусства» (с 1898), а затем и
одноименного кружка художников. Пребывая в романтической
оппозиции к современности, вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих
акварелей и гуашей в основном в 18 в. Во время частых поездок во Францию создал
большую меланхолично-гротескную акварельную серию Последние прогулки Людовика XIV (1897–1898), утвердившую за ним славу «певца Версаля». Тонким поэтическим историзмом отмечены и его образы русской истории
и литературы (гуаши для издания Русская история в картинках, 1907–1910;
иллюстрации к Пиковой
даме, 1899 и 1910, и Медному всаднику,
1903–1922, А.С.Пушкина).
В 1894 Бенуа впервые выступил как
историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания
Истории живописи 19 века Р.Мутера (1894). Был автором
Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10
выпусках, 1904–1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах,
1912–1917; издание не завершено). Основал и редактировал журнал «Художественные
сокровища России» (1901–1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы»,
«Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его
Художественные письма в кадетской «Речи», 1908–1917). Впервые столь масштабно обосновав как историк национальную самобытность и
международные связи русского искусства нового времени, Бенуа как
критик-публицист выражал тревогу об отсутствии классического «большого стиля»
современности, боролся против вандализма в отношении к памятникам старины.
С 1907 много работал как художник
сцены, в первую очередь для М.М.Фокина
(Мариинский театр), а также С.П.Дягилева (в 1909–1911 был
художественным
директором «Русских сезонов»). В своей сценографии (балет Н.Н.Черепнина
Павильон Армиды
в Мариинском, 1907; Петрушка И.Ф.Стравинского в парижском
театре
Шатле, 1911; и др.) продолжил традицию «живописного
театра», придав
ей невиданную драматическую
остроту. В 1913–1915 – главный художник
Московского
художественного театра; осуществил несколько
постановок вместе
с
К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко (лучшими
из них считаются
Маленькие
трагедии А.С.Пушкина, 1914–1915).
После Февральской революции 1917 сперва активно вовлекся в реформы культурной жизни и
музейную работу (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издав ее новый
каталог), по-прежнему выступал как художник книги и театра, участвовал в
выставках. В 1926, не вернувшись из очередной командировки, обосновался в
Париже. Верный историко-романтической стилистике «Мира искусства», плодотворно
сотрудничал с театрами разных стран мира, в том числе с Парижской оперой
(1927–1934) и миланским театром «Ла Скала»
(1947–1956); как критик продолжал свои Художественные письма в газете
«Последние новости» (1930–1936). Написал Мои воспоминания (1955), тонко
воссоздающие атмосферу русского «серебряного века».
Умер Бенуа в Париже 9 февраля 1960.