Боттичелли, Сандро
Боттичелли, Сандро (Botticelli,
Sandro) (1445–1510), один из наиболее выдающихся художников эпохи
Возрождения. Родился во Флоренции в 1444 в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни
Филипепи (прозвище Боттичелли, означающее «бочоночек»,
на самом деле принадлежало его старшему брату). После первоначального обучения
у
ювелира ок. 1462 Боттичелли поступил в
мастерскую одного из ведущих живописцев Флоренции, Фра
Филиппо Липпи. Стиль Филиппо Липпи оказал на
Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах
лиц, орнаментальных деталях и колорите. В его произведениях конца 1460-х годов
хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо
Липпи, сменяются более мощной трактовкой фигур и
новым осмыслением пластики объемов.
Приблизительно в это же время Боттичелли начинает применять
энергичные охристые тени для передачи телесного цвета – прием, который стал
характерной чертой его стиля. Эти изменения проявляются во всей полноте в самой
ранней документированной картине Боттичелли Аллегория силы (ок.
1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних
Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте; Бостон, музей
Изабеллы Стюарт Гарднер). Две знаменитые
парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также
относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок.
1470), иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую
повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной
ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. В них также обнаруживается
уже начавшееся изменение колорита, который
становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в
самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная
галерея).
Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют достоверные
датировки; многие из его картин были датированы на основе стилистического
анализа. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам:
картина Св. Себастьян (1473), самое раннее изображение
обнаженного тела в творчестве мастера; Поклонение волхвов (ок.
1475, Уффици). Два портрета – молодого человека
(Флоренция, галерея Питти) и
флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом
1470-х годов. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная
галерея). Произведения этого десятилетия демонстрируют постепенный рост
художественного мастерства Боттичелли. Он использовал приемы и принципы,
изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи,
принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О
живописи, 1435–1436),
и экспериментировал с перспективой. К концу 1470-х годов в
произведениях Боттичелли исчезли стилистические колебания и прямые
заимствования у других художников, присущие его ранним произведениям. К этому
времени он уже уверенно владел совершенно индивидуальным стилем: фигуры
персонажей приобретают крепкое строение, а их контуры удивительным образом сочетают
ясность и
элегантность с энергичностью; драматическая выразительность
достигается соединением активного действия и глубокого внутреннего переживания.
Все эти качества присутствуют во фреске Св. Августин
(Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в
качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Иероним.
Предметы, окружающие св. Августина, – пюпитр, книги, научные
инструменты, – демонстрируют мастерство Боттичелли в жанре натюрморта: они
изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника
схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от
главного. Возможно, этот интерес к натюрморту связан с влиянием нидерландской
живописи, вызывавшей восхищение флорентийцев 15 в.
Конечно, нидерландское искусство
повлияло на трактовку пейзажа у Боттичелли. Леонардо да Винчи
писал, что «наш Боттичелли» проявлял мало интереса к пейзажу: «…он говорит, что
это пустое занятие, потому что достаточно просто бросить пропитанную красками
губку на стену, и она оставит пятно, в котором можно будет различить прекрасный
пейзаж». Боттичелли обычно удовлетворялся использованием условных мотивов для
фонов своих картин, разнообразя их включением мотивов нидерландской живописи,
таких, как готические
церкви, замки и стены, для достижения романтически-живописного эффекта.
В 1481 Боттичелли был приглашен папой Сикстом
IV в Рим вместе с Козимо Росселли
и Гирландайо для того, чтобы написать фрески на
боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы. Он выполнил три из
этих фресок: Сцены из жизни Моисея, Исцеление прокаженного и искушение Христа и
Наказание Корея, Дафана и Абирона.
Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской
программы в ясных, легких и живых драматических сценах;
при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале
1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна,
Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон,
Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений
эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского
искусства. Персонажи и сюжеты этих картин навеяны произведениями античных
поэтов, прежде всего Лукреция и Овидия, а также мифологией. В них чувствуется
влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или
зарисовок с нее, имевших большое распространение в эпоху Возрождения. Так,
грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из
Рождения Венеры – к типу Venus Pudica
(Венера стыдливая).
Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение
основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио
Фичино (1433–1499). Однако приверженцы этой гипотезы
игнорируют чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры и
прославление чистоты и непорочности, которое, несомненно, является темой
Паллады и Кентавра. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все
четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми
замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который
прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с
рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи
являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях), и двух фресках
(Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших
сподвижников Медичи.
Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее
исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в
нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годов. К
числу лучших принадлежат Алтарь Барди
с изображением Богоматери с младенцем и св. Иоанном Крестителем (1484) и
Благовещение Честелло (1484–1490, Уффици). Но в
Благовещении Честелло уже появляются первые признаки
манерности, которая
постепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли, уводя его
от полноты и богатства натуры зрелого периода творчества к стилю, в котором
художник любуется особенностями собственной манеры.
Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической
выразительности. Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений
Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины
Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение,
ассоциируя его с творением
Апеллеса, величайшего из
древнегреческих живописцев. Две картины, написанные после падения Медичи в 1494
и под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы (1452–1498), – Распятие (Кеймбридж, Массачусетс, художественный музей Фогга) и Мистическое Рождество (1500, Лондон, Национальная
галерея), – представляют собой
воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Эти
две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи.
Другие произведения мастера, такие, как Сцены из жизни римлянки Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и
Сцены из жизни римлянки Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к тирании Медичи.
Сохранилось мало рисунков самого Боттичелли, хотя известно, что
ему часто заказывали эскизы для тканей и гравюр. Исключительный интерес представляет
его серия иллюстраций к Божественной комедии Данте. Глубоко продуманные
графические комментарии к великой поэме во многом остались незавершенными.
Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат
кисти Боттичелли. Он был главой процветавшей мастерской, работавшей в тех же
жанрах, что и сам мастер, в которой создавалась продукция разного качества.
Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его
замыслу. Почти для всех характерна ярко выраженная плоскостность и линеарность
в трактовке формы, соединенные с откровенным маньеризмом. Умер Боттичелли во
Флоренции
17 мая 1510.