Бронзино
Бронзино, Аньоло (Bronzino, Agnolo) (1503–1572), итальянский художник,
представитель флорентийской школы,
известный также под именем Аньоло (или
Анджело)
ди Козимо ди Мариано (Agnolo
di Cosimo di Mariano); иногда его называют
Анджело
Аллори (на самом деле это имя принадлежит наиболее известному
из его
учеников). Родился 17 ноября 1503 в Монтичелли
близ Флоренции, был любимым
учеником и помощником Якопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело. В 1530
получил заказ в Пезаро, но через два
года вернулся во Флоренцию. В искусстве
Бронзино маньеризм
достигает наивысшего расцвета. Картины заполнены фигурами,
образующими своими очертаниями красивый, сложный рисунок; они
расположены
фризами, параллельными картинной плоскости; при этом мастер не
стремится
передать реальное трехмерное пространство. Вертикали и диагонали
подчеркнуты,
фигуры искусственно удлинены, их моделировка жесткая,
скульптурная. Эти черты
хорошо заметны в картинах Пьета (1565) и
Сошествие во Ад (обе в галерее Уффици).
Литературные пристрастия и теоретические воззрения, характерные
для эпохи
маньеризма, нашли отражение в картинах Бронзино,
написанных на сложные
аллегорические сюжеты, например Венера,
Амур, Глупость и Время (1544–1545,
Лондон, Национальная галерея). В портретах,
особенно таких, как Элеонора
Толедская с сыном (ок. 1545), Молодой человек с лютней (ок.
1530) и Бартоломео
Панчатики (ок. 1540) (все – в Уффици), художник последовательно
применяет
маньеристические живописные
приемы для достижения декоративности и изящества
форм. Картины Бронзино отличаются
тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Многие из
его моделей – члены семейства Медичи, придворным художником которого он был с
1539. Умер Бронзино во Флоренции 23 ноября 1572.