Питер Брейгель-старший
Брейгель (точнее Брёгел)
Старший или “Мужицкий” (Bruegel de
Oude, Boeren
Brueghel)
Питер (около 1525/30–1569), нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552-1553
посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе. Глава
демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с
громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и
мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих
фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по
композиции, колористически пестрых полотен (“Битва
Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов
Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных
цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской
жизни. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает
заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое
жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, - обе в Музее истории
искусств, Вена). Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены
бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Хэмптон-корт, Лондон; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей
старинного искусства, Брюссель). Испанский террор в
Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби,
выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568. Музей
земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах,
полных
глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер
Берг, Антверпен; "Вавилонская башня" 1563, Историко-художественный Музей,Вена; "Притча о слепых" 1568,Национальная
галерея, Неаполь;"Охотники на снегу" 1565, Историко-художественный музей,Вена; "Сорока на виселице" 1568, Музей
земли Гессен, Дармштадт; "Нидерландские пословицы" 1559
Государственный музей, Берлин; "Избиение младенцев" 1566,
Историко-художественный музей, Вена; “Слепые”, 1568,
Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая
выразительность
образов, звучность локальных цветовых
пятен (главным образом в изображении
фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой
композиции, с тончайшим ощущением тонального единства: "Путь на
Голгофу" 1564; "Триумф смерти" 1562; "Обращение Саула"
1567; "Перепись в Вифлееме" 1566; "Морской бой в гавани
Неаполя" 1558-1562; "На пути в Египет" 1563; "Падение
Икара" 1558; "Падение мятежных ангелов" 1562.
Брейгель заложил основы развития национального нидерландского
пейзажа.
Творчески переработав уроки итальянской живописи
эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и
притч, лубочных гравюр и листовок, он создавал глубоко народное искусство,
опирающееся на местные традиции и фольклор. В его творчестве органично
сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и
трагичность, острая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к
бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому
обобщению, к созданию гармоничной картины мира: "Выпивохи"
1567; "Жатва" 1565; "Безумная Грета" 1562; "Сумрачный
день" 1565; "Битва масленицы и поста" 1559; "Крестьянская
свадьба" 1568;
"Крестьянский танец" 1568; "Поклонение короля.
Снегопад" 1567; "Возвращение стад" 1565; "Калеки"
1568.
В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых,
серо-зеленых,
желтовато-коричневых оттенках ландшафтные
виды с бескрайними просторами
равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны
обобщенные силуэтные фигуры населяющих
их людей (“Сумрачный день”,
“Возвращение стад”, “Охотники на снегу”
– все 1565, Музей истории искусств, Вена). Отмеченное исключительной
широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное
творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское
искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII
веке.