Карл Брюллов

Брюллов Карл Павлович (Karl Briullov, 1799–1852), русский художник. Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге  12 (23) декабря 1799. Учился в Академии художеств (1809–1821), в частности у А.И.Иванова (отца А.А.Иванова).

В 1823–1835 работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной негой ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Петербург; " Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика.

Он выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры

сияющей, «райской» красоты ("Всадница" (Дж. и А.Паччини), 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим историческим темам, начинает в 1830 работу над " Последним днем Помпеи" (побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия). Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма  «картин-катастроф».

("Итальянский полдень" 1827г. Русский музей"Всадница" 1832г. Третьяковская

галерея "Последний день Помпеи" 1833г. Русский музейарцисс, смотрящий в воду" 1819г. Русский музей.).

"Помпея" Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и др.), так и за рубежом, где ее приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, он создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья.

("Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью Амалицией Паччини"

1842г. "Вирсавия" 1832г. "Гибель Инессы де Кастро" 1834г. "Вечерня" 1825г. "Портрет А.К.Толстого в юности" 1836г. "Гулянье в Альбано" 1830--1831гг. "Прогулка" 1849г. "Девушка, собирающая виноград"  1827г. "Праздник сбора винограда" 1827г. "Спящая Юнона" 1840г.).

Обратившись по предложению Николая I к русской истории, Брюллов пишет

"Осаду Пскова Стефаном Баторием" (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. Важную сферу его творчества отныне составляют монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора, 1843–1848).

Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (типа " Графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью А.Паччини", ок. 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора И.П.Витали, ок. 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же).

Все более слабея от болезни, с 1849 Брюллов живет с 1849 на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Брюллов в местечке Мандзиана (близ Рима) 23 июня 1852.

     

                                                ГАЛЕРЕЯ БРЮЛЛОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz