Карл Брюллов
Брюллов Карл Павлович (Karl Briullov,
1799–1852), русский художник. Родился в обрусевшей немецкой семье в
Петербурге 12 (23) декабря 1799. Учился
в Академии художеств (1809–1821), в частности у А.И.Иванова (отца А.А.Иванова).
В 1823–1835 работал в Италии,
испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины
Брюллова проникнуты чувственной негой ("Итальянский полдень", 1827,
Русский музей, Петербург; " Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея);
в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика.
Он выступает и как мастер
светского портрета, превращая свои образы в миры
сияющей, «райской» красоты
("Всадница" (Дж. и А.Паччини), 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к
большим историческим темам, начинает в 1830 работу над " Последним днем
Помпеи" (побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного
извержением Везувия). Многофигурное трагическое полотно становится в ряд
характерных для романтизма
«картин-катастроф».
("Итальянский
полдень" 1827г. Русский музей"Всадница" 1832г. Третьяковская
галерея "Последний день
Помпеи" 1833г. Русский музей"Нарцисс,
смотрящий в воду" 1819г. Русский музей.).
"Помпея" Брюллова
(завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в
России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и др.),
так и за рубежом, где ее приветствуют как первый большой международный успех
русской живописной школы. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой
классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, он создает целый ряд поэтических
образов Восточного Средиземноморья.
("Портрет
графини Юлии Самойловой с приемной дочерью Амалицией Паччини"
1842г. "Вирсавия"
1832г. "Гибель Инессы де Кастро" 1834г. "Вечерня" 1825г.
"Портрет А.К.Толстого в юности" 1836г. "Гулянье в Альбано" 1830--1831гг. "Прогулка" 1849г.
"Девушка, собирающая виноград"
1827г. "Праздник сбора винограда" 1827г. "Спящая
Юнона" 1840г.).
Обратившись по предложению
Николая I к русской истории, Брюллов пишет
"Осаду Пскова Стефаном Баторием" (1836–1843, Третьяковская галерея), не
сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах)
эпической цельности своего итальянского шедевра. Важную сферу его творчества
отныне составляют монументально-оформительские проекты, где ему удалось
органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей
Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для
Исаакиевского собора, 1843–1848).
Полным хозяином своих образов
Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (типа " Графини
Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью А.Паччини",
ок. 1842, Русский музей) феерическая пышность
колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более
непринужденны, психологически-задушевны по краскам и
светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора
И.П.Витали, ок. 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839;
писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской
галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же).
Все
более слабея от болезни, с 1849 Брюллов живет с 1849 на острове Мадейра, а с
1850 – в Италии. Умер Брюллов в местечке Мандзиана
(близ Рима) 23 июня 1852.