Василий Кандинский
Кандинский Василий Васильевич (1866–1944), русский художник, теоретик
искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в.; вошел в
число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4
декабря) 1866г. Еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью.
С 1885 изучал юриспруденцию в Московском университете, но в дальнейшем решил
посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых,
впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора,
полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889),
во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен
картинами К.Моне. С 1897 года жил в Мюнхене, где занимался в местной Академии
художеств под руководством Ф.фон Штука. Много путешествовал по Европе и
Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в
селе Марнау (Баварские Альпы).
От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов
перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям,
где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его
романтикой средневековых легенд и
старинной усадебной культуры ("Пестрая
жизнь", " Дамы в кринолинах")."Пара,
едущая верхом на коне" 1906-07гг. Ленбаххаус.
Мюнхен;"Пестрая жизнь" 1907г. Ленбаххаус. Мюнхен; "Москва" 1916г. Третьяковская
галерея "Всадник-Георгий Победоносец" 1915г. Третьяковская галерея.
В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат
"О духовном в искусстве" (книга была
опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее,
духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым
психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его
последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (так сам Кандинский
различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы
тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения
созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью
строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных
символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.).
"Портрет Габриэлы Мюнтер"
1905г. "Синий гребень" 1917г."Наплыв
импровизации" 1913г"В сером" 1919г. "Серый овал" 1917г. "Кладбище" 1909г."Церковь
в Марнау" 1910г."Импровизация 7"
1910г."Осень в Баварии" 1908г."Акцент розового"
1926г."Желто-красно-голубое" 1925г.
В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная
«апокалиптика», чаяния всеобщего преображения в
искусстве, характерные для
его абстракций, приобретают в
этот период все более тревожный и драматический характер ("Москва. Красная
площадь", 1916, Третьяковская галерея; " Смутное", там же;
" Сумеречное", Русский музей; " Серый овал", Картинная
галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 издал
автобиографическую книгу " Ступени". Активно включился в общественную
и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН),
преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас),
однако, не приняв коммунистическую идеологию, навсегда покинул Россию в 1921 году. Проживал в Германии. Его
космологические фантазии (графическая серия " Малые миры",
1922) обретают
в этот период более рационально - геометричный
характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя
свою яркую и ритмичную декоративность ("В черном квадрате", 1923;
" Несколько кругов", 1926; обе картины – в Музее С.Гуггенхейма,
Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с Явленским,
Л.Фейнингером и П.Клее объединение «Синяя четверка»,
устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии
сюиты М.П.Мусоргского " Картинки с выставки" в театре Дессау (1928).
После прихода нацистов к власти в 1933 году переехал во Францию, где жил в
Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие
сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними
геометрическими структурами и знаками – биоморфные
элементы, подобные
неким первичным организмам,
парящим в межпланетной пустоте ("Доминирующая
кривая", 1936, " Голубое небо", 1940, Центр Ж.Помпиду, Париж; "Разнообразные действия", 1941,
Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой
оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в
Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том
числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать
совместно с композитором Гартманом. Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен
13 декабря 1944.