Василий Кандинский

Кандинский Василий Васильевич (1866–1944), русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866г. Еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 изучал юриспруденцию в Московском университете, но в дальнейшем решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картинами К.Моне. С 1897 года жил в Мюнхене, где занимался в местной Академии художеств под руководством Ф.фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Марнау (Баварские Альпы).

От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов

перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям,

где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его

романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры ("Пестрая

жизнь", " Дамы в кринолинах")."Пара, едущая верхом на коне" 1906-07гг. Ленбаххаус. Мюнхен;"Пестрая жизнь" 1907г. Ленбаххаус. Мюнхен; "Москва" 1916г. Третьяковская галерея "Всадник-Георгий Победоносец" 1915г. Третьяковская галерея.

В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат "О духовном в искусстве" (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью

строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.). "Портрет Габриэлы Мюнтер" 1905г. "Синий гребень" 1917г."Наплыв импровизации" 1913г"В сером" 1919г. "Серый овал"  1917г. "Кладбище"  1909г."Церковь в Марнау" 1910г."Импровизация 7" 1910г."Осень в Баварии" 1908г."Акцент розового" 1926г."Желто-красно-голубое" 1925г.

В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная

«апокалиптика», чаяния всеобщего преображения в искусстве, характерные для

его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер ("Москва. Красная площадь", 1916, Третьяковская галерея; " Смутное", там же; " Сумеречное", Русский музей; " Серый овал", Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 издал автобиографическую книгу " Ступени". Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, не приняв коммунистическую идеологию, навсегда покинул Россию  в 1921 году. Проживал в Германии. Его

космологические фантазии (графическая серия " Малые миры", 1922) обретают

в этот период более рационально - геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность ("В черном квадрате", 1923; " Несколько кругов", 1926; обе картины – в Музее С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П.Мусоргского " Картинки с выставки" в театре Дессау (1928).

После прихода нацистов к власти в 1933 году переехал во Францию, где жил в

Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие

сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними

геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные

неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте ("Доминирующая

кривая", 1936, " Голубое небо", 1940, Центр Ж.Помпиду, Париж; "Разнообразные действия", 1941, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен 13 декабря 1944.

     

                                              ГАЛЕРЕЯ КАНДИНСКОГО

 

 

 

 

 

 

                 

 

Hosted by uCoz