Карраччи
Карраччи (Carracci), семья итальянских живописцев: Лодовико (Lodovico, 1555–1619) и его
двоюродные братья, Агостино (Agostino, 1557–1602) и Аннибале (Annibale, 1560–1609). Братья Карраччи были основателями болонской «Академии вступивших на правильный путь» (основана ок.
1585).
Братья Карраччи изучали произведения Рафаэля, Корреджо
и венецианских
мастеров 16 в. Они
практиковали тщательное изучение натуры, основ рисунка
и композиции, стремились вернуться к принципам ренессансной живописи.
Лодовико был сторонником
Контрреформации и создателем стиля барокко, для
которого характерны сильные
световые и цветовые акценты, контрастная
светотеневая моделировка и бурное движение, направленное в глубь
пространства картины. Некоторые из произведений Лодовико
Карраччи, такие, как Обращение Савла (1587–1588),
Преображение (1595–1596) и Мученичество св. Урсулы (1592; все три картины
находятся в Пинакотеке Болоньи), выполнены в очень крупном масштабе. Одна из
самых известных работ Лодовико – алтарный образ
Мадонна дельи Скальци (ок. 1588, Болонья, Пинакотека). На нем изображены св. Иероним и св. Франциск, поклоняющиеся Богоматери, стоящей
на месяце, – видение, исполненное человеческой теплоты и искренности.
В Академии братьев Карраччи лекции по перспективе, архитектуре, анатомии,
истории и мифологии читал Агостино; Аннибале давал уроки рисунка и живописи, Лодовико принадлежало общее руководство. Программа
преподавания в Академии стала образцом для художественных учебных заведений на
многие годы. Лодовико Карраччи оставался главой
Болонской Академии до конца жизни. Среди его учеников были Гвидо
Рени и
Доменикино. Умер Лодовико
Карраччи в Болонье 13 ноября 1619.
В 1595 Аннибале Карраччи был приглашен в Рим
для украшения палаццо
кардинала Одоардо Фарнезе;
позднее к нему присоединился Агостино.
Интеллектуальный лидер школы, Агостино Карраччи
был не только прекрасным
живописцем и гравером, но занимался также поэзией и философией. Одно из
лучших его произведений, Последнее причастие св. Иеронима
(1591–1593, Болонья, Пинакотека), послужило источником вдохновения для алтарных
картин Доменикино и Рубенса. Из Рима Агостино уехал в Парму, где и умер в 1602, не закончив
росписи палаццо дель Джардино.
«Классическая» ветвь барокко, которая стала главным течением в живописи
17
в. в
Риме, была создана Аннибале Карраччи. В 1585 Аннибале вместе с Агостино
посетил Парму и Венецию. С этого времени в его произведениях чувствуется
влияние Корреджо, Тициана и Веронезе. В его живописи
классические тенденции, уравновешенность, ясность и четкость форм с самого
начала сочетались с экспрессивностью живописной манеры и венецианским
колоритом. Такие его алтарные композиции, как Пьета
со святыми (1585, Парма, Национальная галерея), Мадонна со св. Лукой (1592,
Лувр) и Мадонна с евангелистом Матфеем (1588, Дрезден, Картинная галерея),
следуют живописным традициям Ренессанса, обладают монументальностью, и большой
силой художественного воздействия. По приезде в Рим Аннибале
Карраччи удалось соединить в своем творчестве североитальянские
и венецианские традиции с местным классицизмом. Одно из самых замечательных его
произведений – фрески галереи палаццо Фарнезе
стали образцом украшения
дворцовой постройки для мастеров следующего столетия. В них Аннибале
преобразил классический мир Ренессанса при помощи яркого и свежего языка
барокко, предвосхищая работы Рубенса и Бернини. Росписи палаццо Фарнезе
продолжают линию, идущую от ватиканских станц Рафаэля и Сикстинской капеллы Микеланджело, но уже в
иной стилистике, давшей имя новой эпохе – барокко.
Помимо великолепных фресок палаццо Фарнезе, Аннибале Карраччи писал
произведения на религиозные
сюжеты, среди которых Пьета (1603–1607, Лувр,
и 1599–1600, Неаполь), монументальный алтарный образ Вознесение Богоматери
для церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1601),
портреты и жанровые сцены, а также первые классические пейзажи со стаффажными
фигурками. Кроме того, он оставил большое количество подготовительных набросков
и рисунков.
Умер Аннибале Карраччи в Риме 15 июля 1609.