Марк Шагал
Шагал Марк Захарович (наст. отчество
Хацкелевич) (Chagall Marc), график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер
монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров
мирового авангарда 20 в., Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное
образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в
1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию
С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и
Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически-исповедально.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи,
смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» ("Суббота", 1910,
Музей
Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на
первый план выходит тема страстной
любви художника к своей первой жене - Белле
Розенфельд ("Над городом",
1914–1918, Третьяковская галерея,
Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе
с символикой иудаизма ("Ворота еврейского кладбища", 1917, частное
собрание, Париж; "Невеста с веером" 1911 собрние
П.Матисс Нью-Йорк; "Я и деревня" 1911г.;
"Летящая повозка" 1913г.; "Адам и Ева" 1912г. Музей исскусств. Сент-Луис).
Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок
(которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает
будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и
ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен ("Я и деревня",
1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; "Автопортрет с семью
пальцами", 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое
влияние на развитие сюрреализма.
("Красная обнаженная" 1908г.; "День рождения" 1915г.;
"Пьющий солдат" 1911-1912гг.; "Еврей в молитве"
1912-1913гг.; "Анюта (Портрет сестры художника) 1910г. ; Скрипач"
1912-1913гг.; "Над
городом"1918г.; "Красавица в
белом воротнике"(Портрет жены) 1917г.;
"Продавец скота" 1912г. )
В 1918–1919 Шагал был комиссаром искусств губернского отдела народного
образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В
Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем
самым сделав первый значительный шаг к монументальному
искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в
дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув
ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и
Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные
техники, по заказу А.Воллара создал (в 1923–1930)
островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам" Н.В.Гоголя и
"Басням" Ж.де Лафонтена. К середине 20 в. его авторитет художника –
живописца, графика, мастера театрального искусства,
а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил
мировое признание.
По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально
-
экспрессионистская – становится все
легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят,
слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского
детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих
мировых катастроф ("У времени нет берегов", 1930–1939, Музей
современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над "Библией
Шагала" – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир
прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой,
наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и
большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные
здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и
протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета
Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер)
в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан
в Майнце,
1976–1981; и др.). Эти произведения
радикально обновили язык современного
монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
В 1973 Шагал посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в
Третьяковской галерее. Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс
(Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985.