Лукас Кранах
Кранах (Cranach) Лукас
Старший (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения . Учился, вероятно, у отца; в 1509 посетил Нидерланды.
Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе
курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге
(1550-1552) и Веймаре (1552-1553). В ранних произведениях Кранах выступал как
смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции,
напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие
общественные потрясения в Германии (“Распятие”, 1503, Старая пинакотека,
Мюнхен). В других картинах Кранаха, напротив,
господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во
многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи
(“Отдых на пути в Египет”, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). В период работы художника в Виттенберге
окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха,
отразивший сложность эпохи и формировавшей его среды. Достижения ренессансного
искусства, идеалы возрожденческого гуманизма
претворены в “Алтаре Св.Екатерины” (1506, Картинная
галерея, Дрезден) и “Княжеском алтаре” (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах “Венера и Амур” (1509, Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Нимфа источника” (1518, Музей изобразительных
искусств, Лейпциг). Дружба Кранаха с М.Лютером
способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи
Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов
Лютера, многочисленных гравюр (“Проповедь Иоанна Крестителя”, ксилография ,
1516). Одновременно в творчестве Кранаха нарастали
тенденции, предвосхищавшие европейский маньеризм 1530-1550-х годов: сухие
протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнаженного женского
тела, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся в
мастерской художника. На
протяжении всей жизни
Кранах оставался замечательным мастером
остропсихологичного,
монументального портрета (“И.Куспиниан”, 1502-1503,
Собрание О.Рейнхарта, Винтертур; “И.Шенер”, 1529, Музей
старинного искусства, Брюссель; "Мадонна с младенцем под яблоней"
Эрмитаж. Санкт-Петербург; "Троица" Музей изобразительного искусства.
Лейпциг; "Благовещение Иохиму" 1516-1518гг.
Музей изящных искусств. Будапешт; "Принц Саксонии" 1517г.Национальная галерея искусств. Вашингтон; "Адам и
Ева" Королевский музей. Брюссель; "Венера и амур" 1509г.
Эрмитаж. Санкт-Петербург; "Портрет молодой женщины" 1530г.;
"Аполлон и Диана", "Самсон, борющийся с львом"
1520-1525гг.; "Юдифь с головой Олоферна"
1530г.; "Портрет молодого
человека"; "Распятие" 1536г.; "Оплакивание"
1538г.; "Рай" 1530г.; "Суд Париса" 1529г.;
"Лукреция" 1533г.)