Жак Луи Давид
Давид (David) Жак Луи (1748–1825), французский
живописец. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического
живописца Ж.М.Вьена (1766–1774), в 1775–1780 изучал
античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Давид стал
основоположником и признанным лидером так называемого революционного
классицизма – направления во французском искусстве, воспринявшего у
рационалистической просветительской философии XVIII века культ разума и естественного
чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у
зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели. Для
произведений Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность,
стремление выразить героические свободолюбивые идеалы
предреволюционной эпохи через образы античной истории (“Смерть Сократа”, 1787,
Метрополитен-музей; “Ликторы приносят Бруту тела его сыновей”, 1789, Лувр,
Париж). Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя,
чеканная барельефность композиции, преобладание
объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в
картине “Клятва Горациев” (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв
к революционной борьбе. Классицистические представления о волевом и деятельном
начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида
этого периода (“Врач А.Леруа”, 1783, Лувр, Париж).
Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к
созданию исторической картины на современную тему (“Клятва в зале для игры в
мяч”, 1791, не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Черты портрета и исторической картины совмещены
в картинах “Убитый Лепелетье” (1793, не сохранилась,
известна по гравюрам) и особенно “Смерть Марата” (1793, Музей современного
искусства, Брюссель) с их "Клятва Горациев" 1784г. Лувр. Париж"Парис и Елена" 1788г. Лувр. Париж "Смерть
Сократа" 1787г. Метрополитен - музей. Нью-Йорк"Венера
и три грации, обманывающие Марса" 1798г. "Портрет господина Лавуазье
и его жены" 1788г. Метрополитен - музей. Нью-Йорк"Портрет
мадам Серизиаты" 1795г. Лувр. Париж трагическим
звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и
скульптурной монументальностью форм. Давид был активным деятелем революции,
членом Конвента (1789–1794), организовывал массовые народные
революционные празднества в Париже, создал Национальный музей в Лувре.
"Антиох и Стратоника" 1774г."Андромаха у тела
Гектора" 1783г."Коронация Наполеона I"
1805-1807гг"Велизарий" 1781г.
"Обнаженный Гектор" 1778г. "Смерть Марата" 1793г."Князь Потоцкий"
1780-81гг."Сабинянки, останавливающие сражение между сабинянами и
римлянами" 1799г."Святой Рок" 1780г."Портрет Альфонса Леруа" 1783г. С конца 1790-х годов Давид вновь
обращается к драматическим событиям классической древности, воссоздавая (не без
черт отвлеченности и рассудочной повествовательности) античность как мир
идеальной красоты и вечной гармонии, разрешающей все противоречия жизни
(“Сабинянки, останавливающие сражение между сабинянами и римлянами”, 1799,
Лувр, Париж). С 1804 Давид, “первый художник” Наполеона I, писал декоративно-эффектные парадные композиции и портреты (“Наполеон
при переходе через Сен-Бернар”, 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов; “Коронование Жозефины”,
1805–1807, Лувр, Париж). В 1816, после реставрации власти Бурбонов,
Давид был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем А.Гро,
Ф.Жерара, Ж.О.Д.Энгра и
многих других французских художников.