Делакруа Эжен
Делакруа, Фердинад Виктор Эжен (Delacroix,
Ferdinand Victor Eugne) (1798–1863), французский живописец. Родился
в Шарантон-Сен-Морис, близ Парижа, 26 апреля 1798. Для его живописи характерны выбор героических сюжетов (например,
картина Свобода на баррикадах: 28 июля 1830). Романтическое искусство
Делакруа представляет собой полную противоположность живописи Жака Луи Давида и
его последователей, один из которых, Пьер Нарсис Герен, был учителем Делакруа. Первая его большая работа,
Данте и Вергилий, выставленная на Салоне 1822, поразила Герена
мрачностью и резкостью густых теней, а один из консервативных критиков назвал
полотно Резня на Хиосе, выставленное в 1824,
расправой над
живописью. Однако обе картины
были с восторгом встречены противниками
школы Давида; перепалка критиков
только упрочила славу Делакруа.
Художник был большим ценителем
искусства английских пейзажистов: Дж.Констебла,
Дж.Тернера и Р.Бонингтона. Следуя примеру Теодора Жерико, он
в 1825 отправился в Лондон
изучать картины этих мастеров. Когда в 1824 картина Констебла Телега для сена
была представлена на предварительном
показе накануне открытия
парижского Cалона,
она произвела на Делакруа столь сильное впечатление, что он за один день
переписал фон в своей картине Резня на Хиосе.
Несколько портретов, написанных Делакруа в те же годы, отличаются прозрачностью
тонов и изяществом, напоминающим произведения Гейнсборо.
Увлечение французских художников экзотическими восточными сюжетами,
возникшее под влиянием египетских
походов Наполеона, а затем возобновившееся во время греческой войны за
независимость, нашла отражение и в работах Делакруа. Многие сюжеты его картин
заимствованы из поэзии Байрона, в том числе Смерть Сарданапала
(1827, Лувр) и Греция на развалинах Миссолунги (1826,
Бордо, Музей изящных искусств). Другие мотивы связаны с произведениями
В.Скотта, например Похищение Ребекки и Взятие крестоносцами Константинополя
(1840–1841, Лувр).
В 1832 художник совершил
путешествие в Марокко. По приезде на основе сделанных во время этой поездки
набросков и дневниковых записей он написал картины Алжирские женщины
(1833–1834) и Еврейская свадьба в Марокко (1839, обе – в Лувре).
Делакруа никогда не прекращал
исследования проблем цвета как в теории, так
и на практике, и заложил основы
импрессионистической живописи. Умер Делакруа в Париже 13 августа 1863.
Росписи, выполненные художником в
Бурбонском (1833–1847) и Люксембургском
дворцах
(1845–1847), а также в церкви Сен Сюльпис (1849–1861)
в Париже, входят в число наиболее известных его произведений. Большинство
картин Делакруа находятся в Лувре.