Морис Дени
Дени, Морис (Denis, Maurice) (1870–1943), французский
художник и критик;
родился 25 ноября 1870 в Гранвиле. Испытал
влияние П.Сезанна, Пюви де Шаванна,
Гогена; участвовал в создании группы Наби; стремился
к возрождению традиций декоративной монументальной живописи – как церковной,
так и светской.
С семнадцати лет Дени учился в академии Жюлиана, где готовился к поступлению
а Школу изящных искусств; с 1888 принял участие в создании группы «Наби». В эти годы Дени получил
прозвище «Наби красивых икон», данное ему по
упрощенному и слегка архаичному характеру его живописи. Часто в качестве модели
он использовал
свою жену. Эти интимные образы, часто окрашенные нежным юмором, вплоть до
конца жизни Дени считались одними из самых счастливых
его картин. Вскоре он переходит к светлой живописи в стиле модерн. После
путешествия в Италию (1895-1898 и 1907) его искусство приобрело
традиционно-классический характер,
проявившийся в больших
декоративных композициях – стенных росписях. Среди наиболее известных его
произведений – Весна (1897), росписи церкви в Везине (1901–1903)
и плафон Театра Елисейских полей (1913) с аллегориями Танца, Симфонии, Оперы и
Лирической драмы. Его взгляды на искусство изложены в двух работах – Теории
(1913) и Новые теории (1922), оказавших значительное влияние на молодых
художников.