Картины Александра Александровича
Дейнеки (1899-1969) как бы воплощают пафос советской истории 1920-30-х годов,
ее наглядные лозунги и призывы. Радость от торжества индустриализации и
прогресса техники, вера в здоровый дух в здоровом теле - это ощущение мира
отразилось в его живописи и графике с абсолютной полнотой и достоверностью.
До того, как стать студентом Вхутемаса (1920-1925), Дейнека учился в Харьковском
художественном училище (1915-1917), работал фотографом в угрозыске (1918),
оформлял агитпоезда и делал плакаты для курских "Окон РОСТА".
Жизненный опыт и принадлежность к новому поколению, казалось бы, диктовали ему
радикальную художественную позицию. Между тем, став членом Общества
станковистов (ОСТ) (1925), именуемого "самой левой среди правых
группировок", Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и,
следовательно, противником авангардистской программы "производственного
искусства".
Правда, культивируемая "остовцами" картина должна была стать абсолютно новой
по языку и тематике и с прежними традициями не связанной.
Прежде всего, Дейнека не был
скован живописной традицией, как таковой. Он учился на полиграфическом
отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского; работал в
плакатной и журнальной графике (в журналах "Безбожник у станка",
"У станка", "Прожектор") и в свою живопись привнес чисто
графическое понимание формы. Его картины не красочны - динамическая
выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме,
обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную
лаконичность ("На стройке новых цехов", 1926; "Оборона
Петрограда", 1928; "Лыжники", "Бег", обе 1934).
Динамичный ритм, подчеркнутая
предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода "визитной
карточкой" художника - по этим признакам безошибочно узнается не только
его книжная графика (Н. Асеев "Кутерьма", 1930), плакаты разных лет,
монументальные работы (мозаики московских станций метро "Маяковская",
1939, "Новокузнецкая", 1943), но и более поздняя живопись ("Окраина
Москвы", 1941; "Оборона Севастополя", 1942;
"У моря", 1956-1957), казалось бы уже далекая от законов "остовской" эстетики.
В творчестве Дейнеки в полной
мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа - "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего
ее индустриальными и спортивными аспектами. Даже после распада объединения (в
1931 году) художник во многом остается верен его
направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая
вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости,
символ физической, а значит, и духовной гармонии нового человека. Но сама его
живопись становится менее конструктивно жесткой, условность композиций ближе
теперь не к чертежной, а скорее к фресковой.
Однако параллельно развивается, с
годами становясь все более значимой, иная область его
творчества - камерные портреты, натурные пейзажи. В этих "малых"
жанрах, уже не будучи связан задачей дать емкий образ
времени, Дейнека вдруг обретает лиричность, человечность и талант тонкого
живописца, до поры как бы скрытый.