Жюль Дюпре
История реализма во французском искусстве XIX века тесно связана с творчеством пейзажистов барбизонской школы.
Перспектива, в которой представляется нам сегодня художественный процесс
прошлого столетия, оказалась «невыгодной» для восприятия этих художников.
Вершина реалистической передачи природы для изощренного глаза человека XX века — творчество импрессионистов, а скромные, часто сильно потемневшие
от времени полотна барбизонцев в анфиладе музейных залов кажутся лишь переходом
от яркого романтического «бунта» против художественной условности к полной
живописной свободе импрессионистов и их последователей. Вместе с тем
несомненно, что пейзаж «барбизонцев» — это глубокое и своеобразное искусство,
которое создавали яркие художественные индивидуальности, к их числу принадлежал
и Жюль Дюпре.
Дюпре родился в Нанте. В
юности он трудился на принадлежавшей его отцу
небольшой фарфоровой фабрике в Л'Иль Адаме.
Много путешествуя с отцом, он рано стал работать с натуры. Первым его
наставником в живописи стал малоизвестный парижский пейзажист Ж.-М. Дьебо. Однако можно сказать, что настоящее формирование Дюпре как художника проходило самостоятельно и лишь
направлялось атмосферой общих устремлений в кругу таких же, как он сам, молодых
живописцев, искавших путь к реализму. Так, по совету своего друга Каба он стал копировать в Лувре картины голландцев, и
ранние его произведения отмечены их сильным влиянием. Еще более важным фактором
его творческого формирования стала тесная дружба с Теодором Руссо. Известно,
что, увидев его картину «Вид в окрестностях Гранвиля»
(1833), Дюпре воскликнул: «Вот то, что я искал, оно
уже найдено».
В дальнейшем, на целый период времени их творческий поиск стал совместным
и
взаимообогащающим (Руссо
говорил потом: «Добиваться живописного единства меня научил Дюпре»). И, наконец, еще одно воздействие было
важным для творческого становления Дюпре — влияние
английского реалистического пейзажа, особенно пейзажей Констебла, с которыми
художник мог познакомиться во время своей поездки в Англию.
Дюпре впервые выставил
свои работы в Салоне в 1831 году — это был первый
Салон после революции 1830 года, где были широко представлены внеакадемические направления (здесь, в частности, была
выставлена «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа).
Но наибольшую известность Дюпре принесла публикация
его картин и литографий журналом «Артист» в 1835 году. Автор ее, представляя и
разъясняя искусство Дюпре своим читателям, писал, что
оно предназначается «друзьям правды». Что означало это для того времени?
Романтизм во всей Европе открыл людям глаза на природу, требовал более
живого и правдивого ее отображения в искусстве. Вместе с тем во французском
пейзаже — может быть, в силу глубоких национальных традиций — долго
господствовало классическое направление. Отдельные произведения романтиков не
составили в нем особой школы. «Прекрасными» продолжали считаться условные
итальянские виды, наполненные воспоминаниями об античности — быть может, лишь
несколько «освеженные» эффектами пленэра и освещения. И лишь в конце 1820-х
годов произошел перелом: появилась группа художников — и среди них Дюпре, — стремившихся живописно выразить не классическую
красоту закономерного, а красоту живого, которую они находили в простых
сельских мотивах — дереве,ручье,
уходящей дороге. Подобно голландцам, они открыли для живописи природу своей
родной страны, и голландцы «подсказали» им многие приемы реалистической
трактовки природы: у них они учились и восприятию поэзии обыденного, и тонкости
тонального колорита, дающего возможность создать единую атмосферу пейзажа. Но
не меньше, чем уроки голландцев, для них значили жизнь на природе, работа с
натуры, путешествие по родной стране с альбомом и красками. Так, многие их
картины изображают уголки леса Фонтенбло, неподалеку от которого в деревне Барбизон подолгу жил Руссо, где его навещал
Дюпре и селились другие живописцы (отсюда и
происходит термин «барбизонская школа»).
Однако ошибочно думать, что материалом для художников служили лишь
окрестности Барбизона: часто художники проделывали
длинные путешествия в поисках новых мотивов. Так, Дюпре
побывал в Нормандии, в департаменте Эндр, в Солони, в Ландах, совершая своеобразные художественные
«открытия», не сразу понятые,часто
отвергаемые жюри Салонов, но по достоинству оцененные «друзьями правды».
«Солонь — это кантон Франции, который бы мог последним ожидать посещения
художников, — писал в комментарии к произведениям Дюпре
журнал «Артист»,—
самое печальное, самое унылое болото, самая бесплодная пустыня». Рядом с
этими словами была помещена литография Дюпре «Мельница
в Солони». Дюпре точно
передал низкую болотистую местность с чахлой растительностью, поместив в
середину пейзажа покосившуюся старую мельницу и людей,
занятых тяжелым трудом. Однако взгляд художника видит в этом не убожество, а
своеобразную красоту и даже величие. Мы видим бескрайний светлый простор неба,
на горизонте сливающийся с землей. Художник выбрал точку зрения близкую к
земле, поэтому старая мельница выглядит монументальной. Она стоит на границе
«обжитого» уголка пространства переднего плана и пустынных равнин на горизонте
и кажется «форпостом» человека в его трудной, упорной борьбе с природой. Этот
почти патетический акцент смягчается тонко переданной будничной атмосферой
серого дня.
Реалистическая точность в понимании особенного характера каждого пейзажа
и в то же время интенсивность его поэтического преображения вместе определяют
феномен творчества Дюпре. Дюпре
— и в этом его связь с романтической традицией — считал, что в пейзаже выражается прежде всего личность художника, его мысли и
чувства. Этот знаток природы, умевший передавать ее тончайшие нюансы, по
свидетельству современников, в зрелости любил повторять: «Природа
— ничто, человек — все»; «природа — не более чем предлог»; «в мотиве, который
нужно изобразить, прекрасно не то, что он есть, а то, что в нем видят».
Вместе с тем поэзии, передачи чувства в пейзаже художник достигает посредством
верного выражения определенного состояния природы. Дюпре
был мастером «состояния»,что требовало тонкого
понимания колористических и тональных отношений всех элементов пейзажа.
«Осенний пейзаж» (ок. 1850) из Эрмитажа с
поразительной ясностью вызывает у
зрителя щемящее ощущение последних теплых
осенних дней. Порыжевшая листва
деревьев находит соответствие в теплых тонах земли; облака отражаются в
воде, и кажется, что золотистое сияние растворено во всей атмосфере.
Картина «Вечер» (1840-е гг.) из ГМИИ им. А.С.Пушкина передает смутное
состояние сгущающихся сумерек. Из-за облаков еще пробивается розовый отсвет
заката, но передний план уже погружается во тьму. Маленькое овечье стадо, в
сумерках возвращающееся домой, написано почти монохромно — в тонких тональных
градациях серого и коричневого.
Из пейзажей Дюпре, находящихся в советских
собраниях, особенно выделяется
своим качеством эрмитажный «Пейзаж с коровами» (1850). В нем лирик Дюпре
ближе всего подходит к «эпической» манере Руссо. Широта поля зрения
сочетается здесь с реалистической подробностью «рассказа», при которой каждая
деталь достоверно прочувствована, увидена и согласована с целым. Все здесь
наделено своей особенной жизнью; и могучие деревья, и «раскиданные» по небу
облака, и мирно лежащие у воды животные. И вместе с тем пейзаж воздействует
именно целым — своим обширным пространством, атмосферой, которая наполняет его
от переднего плана до едва видных далей. Перед этим пейзажем вспоминаются
подробные лирические описания природы, созвучные тургеневским, — недаром сам
И.С.Тургенев так любил и даже приобретал полотна барбизонской школы.
Лучший, самый плодотворный творческий период Дюпре
— время дружбы с Руссо,
выставок в Париже, напряженного художественного поиска — закончился в
начале 1850-х годов. После этого художник жил уединенно в Л'Иль
Адаме, и его творчество ушло из поля зрения критики. В 60-е годы в искусстве
пейзажа стали разрабатываться новые проблемы, которые вскоре привели к рождению
импрессионизма.
Дюпре продолжал работать
по-своему. В конце 60-х годов, когда двери Салона уже штурмовали Моне, Ренуар, Писсарро и даже Сезанн, Дюпре вдруг
снова начал выставлять там свои картины — но теперь это уже были морские
пейзажи, марины, которые он писал в Кайе-сюр-Мер, где
проводил каждое лето. Один из них «Морской отлив в Нормандии» хранится в ГМИИ
им. А.С.Пушкина.