Жюль Дюпре     

История реализма во французском искусстве XIX века тесно связана с творчеством пейзажистов барбизонской школы. Перспектива, в которой представляется нам сегодня художественный процесс прошлого столетия, оказалась «невыгодной» для восприятия этих художников. Вершина реалистической передачи природы для изощренного глаза человека XX века — творчество импрессионистов, а скромные, часто сильно потемневшие от времени полотна барбизонцев в анфиладе музейных залов кажутся лишь переходом от яркого романтического «бунта» против художественной условности к полной живописной свободе импрессионистов и их последователей. Вместе с тем несомненно, что пейзаж «барбизонцев» — это глубокое и своеобразное искусство, которое создавали яркие художественные индивидуальности, к их числу принадлежал и Жюль Дюпре.

Дюпре родился в Нанте. В юности он трудился на принадлежавшей его отцу

небольшой фарфоровой фабрике в Л'Иль Адаме. Много путешествуя с отцом, он рано стал работать с натуры. Первым его наставником в живописи стал малоизвестный парижский пейзажист Ж.-М. Дьебо. Однако можно сказать, что настоящее формирование Дюпре как художника проходило самостоятельно и лишь направлялось атмосферой общих устремлений в кругу таких же, как он сам, молодых живописцев, искавших путь к реализму. Так, по совету своего друга Каба он стал копировать в Лувре картины голландцев, и ранние его произведения отмечены их сильным влиянием. Еще более важным фактором его творческого формирования стала тесная дружба с Теодором Руссо. Известно, что, увидев его картину «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833), Дюпре воскликнул: «Вот то, что я искал, оно уже найдено».

В дальнейшем, на целый период времени их творческий поиск стал совместным и

взаимообогащающим (Руссо говорил потом: «Добиваться живописного единства меня научил Дюпре»). И, наконец, еще одно воздействие было важным для творческого становления Дюпре — влияние английского реалистического пейзажа, особенно пейзажей Констебла, с которыми художник мог познакомиться во время своей поездки в Англию.

Дюпре впервые выставил свои работы в Салоне в 1831 году — это был первый

Салон после революции 1830 года, где были широко представлены внеакадемические направления (здесь, в частности, была выставлена «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа). Но наибольшую известность Дюпре принесла публикация его картин и литографий журналом «Артист» в 1835 году. Автор ее, представляя и разъясняя искусство Дюпре своим читателям, писал, что оно предназначается «друзьям правды». Что означало это для того времени?

Романтизм во всей Европе открыл людям глаза на природу, требовал более живого и правдивого ее отображения в искусстве. Вместе с тем во французском пейзаже — может быть, в силу глубоких национальных традиций — долго господствовало классическое направление. Отдельные произведения романтиков не составили в нем особой школы. «Прекрасными» продолжали считаться условные итальянские виды, наполненные воспоминаниями об античности — быть может, лишь несколько «освеженные» эффектами пленэра и освещения. И лишь в конце 1820-х годов произошел перелом: появилась группа художников — и среди них Дюпре, — стремившихся живописно выразить не классическую красоту закономерного, а красоту живого, которую они находили в простых сельских мотивах — деревеучье, уходящей дороге. Подобно голландцам, они открыли для живописи природу своей родной страны, и голландцы «подсказали» им многие приемы реалистической трактовки природы: у них они учились и восприятию поэзии обыденного, и тонкости тонального колорита, дающего возможность создать единую атмосферу пейзажа. Но не меньше, чем уроки голландцев, для них значили жизнь на природе, работа с натуры, путешествие по родной стране с альбомом и красками. Так, многие их картины изображают уголки леса Фонтенбло, неподалеку от которого в деревне Барбизон подолгу жил Руссо, где его навещал Дюпре и селились другие живописцы (отсюда и происходит термин «барбизонская школа»).

Однако ошибочно думать, что материалом для художников служили лишь окрестности Барбизона: часто художники проделывали длинные путешествия в поисках новых мотивов. Так, Дюпре побывал в Нормандии, в департаменте Эндр, в Солони, в Ландах, совершая своеобразные художественные «открытия», не сразу понятыеасто отвергаемые жюри Салонов, но по достоинству оцененные «друзьями правды».

«Солонь — это кантон Франции, который бы мог последним ожидать посещения

художников, — писал в комментарии к произведениям Дюпре журнал «Артист»,—

самое печальное, самое унылое болото, самая бесплодная пустыня». Рядом с этими словами была помещена литография Дюпре «Мельница в Солони». Дюпре точно передал низкую болотистую местность с чахлой растительностью, поместив в середину пейзажа покосившуюся старую мельницу и людей, занятых тяжелым трудом. Однако взгляд художника видит в этом не убожество, а своеобразную красоту и даже величие. Мы видим бескрайний светлый простор неба, на горизонте сливающийся с землей. Художник выбрал точку зрения близкую к земле, поэтому старая мельница выглядит монументальной. Она стоит на границе «обжитого» уголка пространства переднего плана и пустынных равнин на горизонте и кажется «форпостом» человека в его трудной, упорной борьбе с природой. Этот почти патетический акцент смягчается тонко переданной будничной атмосферой серого дня.

Реалистическая точность в понимании особенного характера каждого пейзажа и в то же время интенсивность его поэтического преображения вместе определяют

феномен творчества Дюпре. Дюпре — и в этом его связь с романтической традицией — считал, что в пейзаже выражается прежде всего личность художника, его мысли и чувства. Этот знаток природы, умевший передавать ее тончайшие нюансы, по свидетельству современников, в зрелости любил повторять: «Природа — ничто, человек — все»; «природа — не более чем предлог»; «в мотиве, который нужно изобразить, прекрасно не то, что он есть, а то, что в нем видят». Вместе с тем поэзии, передачи чувства в пейзаже художник достигает посредством верного выражения определенного состояния природы. Дюпре был мастером «состояния»то требовало тонкого понимания колористических и тональных отношений всех элементов пейзажа.

«Осенний пейзаж» (ок. 1850) из Эрмитажа с поразительной ясностью вызывает у

зрителя щемящее ощущение последних теплых осенних дней. Порыжевшая листва

деревьев находит соответствие в теплых тонах земли; облака отражаются в воде, и кажется, что золотистое сияние растворено во всей атмосфере.

Картина «Вечер» (1840-е гг.) из ГМИИ им. А.С.Пушкина передает смутное состояние сгущающихся сумерек. Из-за облаков еще пробивается розовый отсвет заката, но передний план уже погружается во тьму. Маленькое овечье стадо, в сумерках возвращающееся домой, написано почти монохромно — в тонких тональных градациях серого и коричневого.

Из пейзажей Дюпре, находящихся в советских собраниях, особенно выделяется

своим качеством эрмитажный «Пейзаж с коровами» (1850). В нем лирик Дюпре

ближе всего подходит к «эпической» манере Руссо. Широта поля зрения сочетается здесь с реалистической подробностью «рассказа», при которой каждая деталь достоверно прочувствована, увидена и согласована с целым. Все здесь наделено своей особенной жизнью; и могучие деревья, и «раскиданные» по небу облака, и мирно лежащие у воды животные. И вместе с тем пейзаж воздействует именно целым — своим обширным пространством, атмосферой, которая наполняет его от переднего плана до едва видных далей. Перед этим пейзажем вспоминаются подробные лирические описания природы, созвучные тургеневским, — недаром сам И.С.Тургенев так любил и даже приобретал полотна барбизонской школы.

Лучший, самый плодотворный творческий период Дюпре — время дружбы с Руссо,

выставок в Париже, напряженного художественного поиска — закончился в начале 1850-х годов. После этого художник жил уединенно в Л'Иль Адаме, и его творчество ушло из поля зрения критики. В 60-е годы в искусстве пейзажа стали разрабатываться новые проблемы, которые вскоре привели к рождению импрессионизма.

Дюпре продолжал работать по-своему. В конце 60-х годов, когда двери Салона уже штурмовали Моне, Ренуар, Писсарро и даже Сезанн, Дюпре вдруг снова начал выставлять там свои картины — но теперь это уже были морские пейзажи, марины, которые он писал в Кайе-сюр-Мер, где проводил каждое лето. Один из них «Морской отлив в Нормандии» хранится в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

 

                                                        ГАЛЕРЕЯ ДЮПРЕ

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

Hosted by uCoz