Альбрехт Дюрер

Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М.Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А.Мантеньи). В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М.Шонгауэра. В 1490–1494, во время

обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил

несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю

дураковС.Бранта и др. Воздействие на Дюрера гуманистических учений,

усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к

углубленному изучению натуры которой его внимание привлекали как самые,

казалось бы, незначительные явления (“Куст травы”, 1503,собрание Альбертина,

Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды

(“Домик у пруда”, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Новое

ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода

(автопортрет,1498, Прадо, Мадрид). Настроения предреформационной эпохи, кануна

мощных социальных и религиозных битв он выразил в серии гравюр на дереве

“Апокалипсис” (1498), в художественном языке которой органично слились приемы

немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства.

Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого  тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид).  "Поклонение Святой Троице" (Алтарь Landauer) 1511г. Музей истории искусств. Вена.

При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, йственных искусству поздней готики(циклы гравюр на дереве “Большие Большие Страсти”, около 1497–1511, “Жизнь Марии”, около 1502–1511, “Малые Страсти”, 1509–1511). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди:  “Всадник, смерть и дьявол” (1513) - образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; “Меланхолия” (1514) - воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Свероним” (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. 

К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Он дружил с виднейшими гуманистами Европы. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515, Баварская государственная библиотека, Мюнхен). В серии портретов 1520-х годов (Я.Муффеля, 1526, Х. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем, и др.) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи,

проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению...”, 1525; “Наставление к укреплению городов...”, 1527; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528). 

Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” 1526,

Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. 

 

                                                       ГАЛЕРЕЯ ДЮРЕРА

 

     

 

 

 

 

       

      

      

 

Hosted by uCoz