Роберт Фальк
Фальк Роберт Рафаилович 1886–1958),
русский художник, живописец, самобытно соединивший в своем творчестве пути
русского модерна и авангарда. Родился в Москве 15 (27) октября
1886 в семье юриста. Занимался в школах-студиях К.Ф.Юона
и И.И.Машкова (1904–1905), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества
(1905–1909), где особое влияние на него оказали В.А.Серов и К.А.Коровин. Жил в
основном в Москве, а в 1928–1937 – в Париже. Годы эвакуации (1941–1943) провел
в Башкирии и Средней Азии. Был членом объединений «Мир искусства», «Бубновый
валет», «Общество московских художников» и АХРР.
Уже в ранней живописи Фалька сложился его дар замечательного «цветовика».
Драматургия цвета всецело доминирует и в его кубистских полотнах (Поэт М.Рефатов, 1915; Дама в красном, 1918; обе работы – в Третьяковской
галерее, Москва). Как и другие «бубновалетцы», мастер
не пошел далее первой, «аналитической» стадии кубизма, – и последующие, более
радикальные, авангардные направления воспринимал обычно достаточно критически.
В постреволюционные годы его колорит достиг особой
экспрессии, превращаясь в некое откровение – прекрасное и в то же время
трагическое (Красная мебель, 1920, там же). При этом Фальк
одинаково успешно выступал в разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), а
также в сфере театральной живописи (оформление спектакля Ночь на Старом рынке И.Л.Перетца в
Государственном еврейском театре
(Госет), 1922–1925; и др.).
Со временем все большую роль в его полотнах получает эффект красочного
мерцания, проступающего изнутри
затененной формы (Обнаженная в кресле,
1922, там же). Образ
порой уподобляется ирреальному видению (Воспоминания,
1930–1931, там же). Не слишком
интересуясь «большой темой» и даже сюжетом
как таковым, Фальк предпочитает достаточно простые мотивы, превращая их в
колористически-изысканные, хотя и вполне
натурные феерии, – таковы большие
циклы его французских и среднеазиатских пейзажей 1930–1940-х годов.
Феерически-красивы, «самоцветны» и его портреты, неизменно предполагающие
тонкое духовное сродство между автором
и персонажем (Дама в белой шали,
1946–1947, Русский музей,
Петербург; Искусствовед А.Г.Габричевский, 1952–1953,
Третьяковская галерея). Он часто писал и автопортреты, духовно разметив ими
свою жизнь (Автопортрет в красной феске, 1957, там же).
Его созерцательно-камерное, уединенное искусство к 1950-м годам
окончательно обнаружило свою полную несовместимость с канонами соцреализма. На его пути к публике и творческой молодежи
(вплоть до 1940-х годов он много сил отдавал преподаванию: во Вхутемасе – Высших художественно-технических мастерских – и
других институтах) воздвигалось все больше препон. В поздние годы мастер стал,
по сути, одним из предтеч «неофициального искусства» и вдохновителем тихой
художественной оппозиции; «вечера у Фалька» вписались в летопись «оттепельной»
Москвы немаловажной строкой. Умер Фальк в Москве 1 октября 1958.