Павел Филонов
Павел Филонов родился в Москве. Рано осиротев
переехал в Петербург, где брал уроки живописи. С 1908г. Павел Филонов учился в
Академии искусств, откуда был исключён в 1910г. В 1911г. он контактировал
связался с Союзом молодёжи и участвовал в их выставках. В следующем году ездил
в Италию и Францию.
Первые значительные произведения Филонова,
обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир
королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей,
Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими
фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия. В них
вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими
цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь.
Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает
как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках
чистой, искрящейся, пестрой живописности.
В 1913 разработал декорации на сцене для трагедии Владимира Маяковского
"Владимир Маяковский" Следующие два года Павел Филонов работал
иллюстратором футуристических буклетов, издал свою трансрациональную
поэму "Проповедь о поросли мировой" и начал разрабатывать
художественные теории: "Идеология аналитического искусства" и
"Принципы сделанности". В 1919г. картины
художника выставлялись на первой государственной свободной
выставке искусств рабочих в Петрограде.
В 1923г. Павел Филонов становится профессором Академии искусств и членом
Института художественной культуры (ИНХУК). В те же годы выходит "Декларация
мировой поросли" Павла Филонова в журнале
"Жизнь искусства". Два года спустя Павел Филонов собирает коллектив
мастеров аналитической живописи (известный сейчас как школа Филонова).
Из-за продолжавшейся резкой критики и нападок в адрес Филонова,
его выставка, планируемая на 1929-1930г. в Русском музее не состоялась. В
1932г. Его жизнь и творчество не было оборвано войной. Он умер от пневмонии во
время блокады Ленинграда в 1941г. В 1967г. была проведена посмертная выставка
работ Павлв Филонова в Новосибирске.
Лишь в недавние годы живопись Филонова получила
всемирное признание. Изображения созданные его мыслью дали огромный толчёк развитию авангарда в СССР. Он нашёл свой
художественный стиль, благодаря тем бескомпромисным идеалам в которые он верил. Уже в его ранних работах чётко
прослеживается непринятие идеологии Академии живописи в Петербурге. Филонов
покинул академию в 1910г и сделал выбор игнорирования основного направления в
живописи с целью дальнейшего развития своего стиля. В своей живописи Павел
Филонов наблюдал и осознавал силы, которые заключают в себе существование
человечества. Его целью было достижение систематического знания мира и его
человеческого населения.
Картины Филонова были результатом не просто
смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных
принципов, некоторые их которых взяты с теории и идеологии художника. В
живописи Филонова виден "проектный
интеллект" в образе.
После революции 1917г. Павел Филонов работал над завершением своей работы
"Аналитическая живопись". Социальные изменения в России
воодушевили художников - футуристов. Павел Филонов уделял очень много времени и
усилий для художественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов
в сутки. В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль
выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством
в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.
В "Идеологии аналитического искусства" Филонов объясняет то,
что он ожидает от своих студентов - художников (и конечно от себя):
Живописная работа - это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и
аналитической сделанностью .
Единственный профессиональный критерий оценки работы - её сделанность.
В своей профессии художник должен любить всё "сделанное" и ненавидеть
всё "не сделанное" . В аналитическом
мышлении процесс обучения становится составной частью созидательного процесса.
Чем сильнее художник "работает" над своим интеллектом, тем сильнее
воздействие, которое окажет оконченная работа на зрителя. Каждый мазок кисти,
каждый контакт с картиной - это чёткая запись через материю и в материю
физического процесса внутри художника и вся работа -это
целая запись интеллекта художника, который её пишет. Искусство - это отражение
через материю записи в материи борьбы за форму
состояния высшего интеллекта человека. Сила искусства - визави зрителя,
это не только делает его лучшим, но и призывает его
становится лучшим. Обязанность художников пролетариев не только
создавать картины, которые отвечают сегодняшним требованиям, но также открывать
путь интеллекту в обозримое будующее.
Художник пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей
пролетариев не только на уровне того, что они могут понять на своей стадии
развития. Работа над содержанием работы - это работа над формой и наоборот. Чем
сильнее выражена форма, тем сильнее выражено содержание.
Форма делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.
Каждая мелочь должна быть сделана; каждая работа должна быть оконченной.
Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете.
Каждую
частичку делайте непрерывно и точно. Представьте непрерывно и точно в
каждую частичку цветом, который нашли так, чтобы он входил в
эту частичку как тепло входит в тело или так, чтобы цвет был органично
связан с формой.