Хальс Франс

Халс Франс (1581/1585—1666) - голландский живописец. Один из лучших портретистов XVII столетия. Служил в стрелковой роте Св. Георгия, прославился, написав картину, изображающую традиционный «выпускной» банкет офицеров своей роты. Создал галерею портретов самых разных слоев голландского общества — от офицерства и богатых бюргеров до деклассированных элементов. Радикально реформировал групповой портрет,порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций. Писал также жанровые сцены, религиозные композиции. В конце жизни впал в нужду; свои дни окончил в богадельне. Творчество Халса оказало влияние на фламандское и голландское искусство XVII в.

Франс Халс (Гальс) родился в Антверпене между 1581 и 1585 гг. в семье ткача раннего детства жил в Харлеме. Обучался в мастерской живописца К. ван Мандера. В 1610 г. получил звание мастера. В 1611 г. У Франса родился сын Хармен, а год спустя молодой отец поступил на службу рядовым в стрелковую роту Св. Георгия. В военное время гильдии стрелков участвовали в обороне городов, в мирное время представляли

собой нечто вроде почетной милиции, обязанности которой сводились к парадам, торжественным встречам, почетным караулам. Офицерский состав менялся каждые три — четыре года. По окончании срока службы устраивался традиционный банкет, запечатлеть который приглашались самые знаменитые художники. В 1616 г. Такой заказ впервые получил Халс, от своих сослуживцев. Исполненная им картина «Банкет офицеров стрелковой роты Св. Георгия» принесла ему широкую известность.

Помимо многофигурных композиций, Халс создает жанровые сцены («Супружеская

пара в парке», «Поющие мальчики») и религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей»).

В 1616 г. Халс похоронил свою первую супругу Аннеке, а спустя год женился на служанке Лисбет Рейнирс, с которой прожил пятьдесят лет. От обоих браков у него было двенадцать детей.

К концу 1620-х гг. складывается зрелое мастерство художника. Работая теперь

исключительно в области портрета, Халс создает целую галерею типов голландского общества — от офицерства и богатых бюргеров («Портрет В. ван Хейтхейсена») до деклассированных элементов («Цыганка», «Мулат», «Малле Баббе»). В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций («Банкет офицеров стрелковой роты Св. Адриана», «Офицеры стрелковой роты Свеоргия»). Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг.

(«Регенты госпиталя Св. Елизаветы», «Яспер Схаде ван Веструм»).

В 1644 г. Халс вошел в совет гильдии художников Харлема. Однако, несмотря на это, звезда его клонилась к закату: заказов становилось все меньше, к тому же оплачивались они весьма скудно. Позднее творчество Халса часто называют черно-белым периодом: черные костюмы, белые воротники («Мужчина в черной одежде», «В. Крус»).

До конца своей жизни мастер продолжал писать: портреты одиночные, парные,

семейные. Однако получал он за свою работу сущие гроши. Ввиду явной бедности в 1661 г. он был вынужден просить освободить его от уплаты членских взносов в гильдию художников, а через год городские власти решили назначить ему пожизненное ежегодное вспомоществование.

В 1664 г. Халс получил последний крупный заказ на два групповых портрета

(«Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых»).

Перестав получать заказы, художник впал в беспросветную нужду и был помещен

в харлемскую богадельню, где и умер 26 августа 1666 г.

 

                                                ГАЛЕРЕЯ ХАЛЬСА

 

 

            

 

Hosted by uCoz