Николай Ге
Ге, Николай Николаевич
(1831–1894), русский художник. Родился в Воронеже 15 (27) февраля 1831 в семье
помещика. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского
университетов (1847–1850), затем поступил в Академию художеств, которую окончил
в 1857. Испытал большое влияние К.П.Брюллова и А.А.Иванова. Жил в Риме и
Флоренции (1857–1869), в Петербурге, а с 1876 – на хуторе Ивановский
в Черниговской губернии. Был одним из учредителей «Товарищества передвижников»
(1870).
Известность ему принесла Тайная
вечеря (1863, Русский музей, Петербург), сильные эффекты светотени, композиции
и колорита превратили здесь евангельский сюжет (в духе нарождавшегося
символизма) из религиозного канона в драму человеческой души, жаждущей
обновления. Проявил себя и как портретист (остродраматический портрет
А.И.Герцена, поражающий своим «живым» взглядом, 1867, Третьяковская галерея). В
картине Петр I допрашивает царевича Алексея
Петровича в Петергофе (1871, там же) Ге выступил как
реформатор исторического жанра, лишив драматический эпизод минувшего всякой официозности
и придав ему психологическую остроту; тем самым он предвосхитил искания
В.И.Сурикова и мастеров русского модерна.
С 1880-х годов Ге стал близким
другом и последователем Л.Н.Толстого. Стремясь подчеркнуть «чисто человеческое»
содержание евангельской проповеди, Ге переходит ко все
более свободной манере письма, до предела обостряя цветосветовые контрасты. В картинах Что есть истина? (1890) – с Иисусом Христом перед
Пилатом – конфликт, сведенный к чисто нравственному противостоянию двух
персонажей, впечатляет экспрессией красок и светотени.
Мощная «протомодернистская»
выразительность крупного, мерцающего мазка
характерна
для Христа и Никодима (1880-е годы) и Голгофы (1893;
все в
Третьяковской
галерее). Образы
Распятия (1892–1894; местонахождение одного
из вариантов неизвестно, другой
хранится в музее Д'Орсе в Париже) оказались у Ге
столь безысходно-мрачными, что вызвали резкую критику церкви; политические же и
религиозные вольнодумцы вешали репродукции с картин Ге на стену в виде своего
рода «антиикон».
Параллельно
мастер писал замечательные, полные внутренней одухотворенности
портреты, в том числе портрет
Л.Н.Толстого за письменным столом (1884). В
образе
Н.И.Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1893; оба портрета в
Третьяковской
галерее), проступил дар Ге-пейзажиста (пейзаж вообще играет в целом ряде его
произведений весьма важную эмоциональную роль).
Умер Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 1 (13) июня 1894.