Александр Герасимов                  

А. М. Герасимов(1881-1963) - русский советский живописец, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, родился в г. Козлове (ныне Мичуринск).

С 1903 учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, К. А. Коровина, В. А. Серова, Н. А. Касаткина и др. Окончив портретно-жанровый класс в 1910, Герасимов поступил на архитектурное отделение. В то же время продолжал работать в мастерской К. А. Коровина. В 1915 Герасимов окончил Училище со

званием художника 1-й степени и архитектора. 

Борьба за развитие прогрессивных национальных художественных традиций составила содержание всей его дальнейшей художественной и общественной деятельности. Герасимов работает (техникой масляной живописи, акварели, гуаши) в области исторической и бытовой живописи, пейзажа, натюрморта, театральной декорации и иллюстрации.

Но область портретной живописи является для него основной. Уже ранние работы Герасимова отличаются разнообразием тем, правдивым отображением действительности и свидетельствуют о замечательном знании художником народного быта и русской природы («Большак», 1910, «Бобыль», 1913, «Улица в Козлове», 1913, «Тройка зимой», 1914, «Последние грачи», 1915); значительна дипломная картина — «В. 0. Ключевский на лекции в Училище живописи» (1915, акварель). В этих работах Герасимов выступает убежденным художником-реалистом, продолжающим

традиции русского реалистического искусства, любящим передавать мощь и жизнерадостность русского народа, красочное богатство, широкий размах и одновременно лирические мотивы русской природы.

В 1915—1918 Герасимов находился в армии. В 1918—25 он жил в г. Козлове, участвовал в оформлении города в дни революционных праздников и работал в качестве декоратора в местном театре. С 1925 Герасимов работает в Москве. С этого же времени он — член АХРР и один из ее активных деятелей.

В творчестве живописца большое место заняла работа над портретами выдающихся деятелей большевистской партии и Советского государства, представителей советской культуры. Эта работа началась созданием портретов К. Е. Ворошилова (1927, Музей Революции СССР, Москва), И. В. Мичурина (1926). В 1929—30 художник исполнил портрет-картину «В. И. Ленин на трибуне» (Центральный музей В. И. Ленина, Москва) — выдающееся произведение советского искусства. В 1938 Герасимов закончил монументальную композицию «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в

Кремле» (Третьяковская галерея, Москва). За это произведение Герасимову в 1941 была присуждена Сталинская премия.

В 1938—39 Герасимов создал портреты И. В. Сталина (акварельный портрет И. В. Сталина, 1939, музей А. М. Горького, Москва), а также картину «И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках» (1939, Музей русского искусства, Киев) и др. К этому же времени относятся портреты 0. В. Лепешинской (1939, Третьяковская галерея), И. М. Москвина (1940), А. К. Тарасовой (1939, Русский музей, Ленинград) и других видных деятелей

советской культуры. В период Великой Отечественной войны Герасимов создал грандиозное полотно — «Гимн Октябрю» (1942, Русский музей), изображающее торжественное заседание в Большом театре в Москве в честь 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Картина была удостоена Сталинской премии в 1943.

В период войны и послевоенные годы Герасимов выполнил ряд портретов героев

Великой Отечественной войны — И. И. Фисановича (1942, Третьяковская галерея), А. И. Еременко (1942, Третьяковская галерея), мастеров искусства — Н. С. Ханаева (1945, Русский музей), С. Н. Головкиной (1945) и др.

Замечателен по силе портретных характеристик и живописному исполнению групповой портрет четырех старейших советских художников — В. Н. Мешкова, В. К. Бялыницкого-Бируля, В. Н. Бакшеева, И. Н. Павлова (1944, Третьяковская галерея). С

большой реалистической убедительностью Герасимов передал и этом портрете не только внешний облик, но и внутренний мир, своеобразие творческих индивидуальностей ветеранов русской  живописи. Эта работа Герасимова удостоена Сталинской премии в 1946.

Большие многофигурные композиции — «Тегеранская конференция руководителей Трех Великих держав» (1945) и «Московское совещание министров иностранных дел Трех Великих держав» (1945) имеют значение художественно-исторических документов, запечатлевающих торжество советской политики борьбы за мир. В

послевоенные годы исполнены произведения: «Портрет И. В. Сталина» (1945—47), портрет К. Е. Ворошилова (1948) и др. За картины «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» (1948, Третьяковская галерея) и «Портрет В. М. Молотова» (1948, Третьяковская галерея) Герасимову была присуждена Сталинская премия в 1949. В 195О—51 Герасимов вместе с коллективом творческой мастерской Академии художеств СССР, работающим под его руководством, создал картину «Великая клятва», посвященную

исторической речи И. В. Сталина на 2-м Съезде Советов Союза ССР.

Лучшими работами Герасимова в области натюрморта и пейзажа, характерными большой жизнерадостностью, красочностью, являются: «Степь цветет», 1924, «Урожай», 1930, «Яблони», 1932, «После дождя», 1935, Третьяковская галерея, «Розыск», 1937, серия пейзажей «Рожь-матушка», 1946, и др. Герасимов принадлежит оформление ряда театральных спектаклей (например «Лес» А. Н. Островского в Малом театре в Москве). Он — автор иллюстраций к «Тарасу Бульбе», 1947, «Евгению Онегину», 1949, и др.

Социалистическое по содержанию и национальное по форме, искусство Герасимова пользовалось широкой популярностью как в среде руководства страны, так и в народных массах. Герасимов — депутат Верховного Совета РСФСР 2-го и 3-го созывов, президент Академии художеств СССР председатель Оргкомитета Союза советских художников СССР, осуществляющего повседневное руководство республиканскими и областными союзами советских художников. Герасимов награжден орденом Ленина,

орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

 

                                                   ГАЛЕРЕЯ ГЕРАСИМОВА

                 

                 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz