Александр Герасимов
А. М. Герасимов(1881-1963) - русский советский живописец, народный
художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, родился в г.
Козлове (ныне Мичуринск).
С 1903 учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества у
А. Е. Архипова, К. А. Коровина, В. А. Серова, Н. А. Касаткина и др. Окончив
портретно-жанровый класс в 1910, Герасимов поступил на архитектурное отделение.
В то же время продолжал работать в мастерской К. А. Коровина. В 1915 Герасимов
окончил Училище со
званием художника 1-й степени и архитектора.
Борьба за развитие прогрессивных национальных
художественных традиций составила содержание всей его дальнейшей
художественной и общественной деятельности. Герасимов работает (техникой
масляной живописи, акварели, гуаши) в области исторической и бытовой живописи,
пейзажа, натюрморта, театральной декорации и иллюстрации.
Но область портретной живописи является для него основной. Уже
ранние работы Герасимова отличаются разнообразием тем, правдивым отображением
действительности и свидетельствуют о замечательном знании художником народного
быта и русской природы («Большак», 1910, «Бобыль», 1913, «Улица в Козлове»,
1913, «Тройка зимой», 1914, «Последние грачи», 1915); значительна дипломная
картина — «В. 0. Ключевский на лекции в Училище живописи» (1915, акварель). В
этих работах Герасимов выступает убежденным художником-реалистом, продолжающим
традиции русского реалистического искусства, любящим
передавать мощь и жизнерадостность русского народа, красочное богатство,
широкий размах и одновременно лирические мотивы русской природы.
В 1915—1918 Герасимов находился в армии. В 1918—25 он жил в г.
Козлове, участвовал в оформлении города в дни революционных праздников и
работал в качестве декоратора в местном театре. С 1925 Герасимов работает в
Москве. С этого же времени он — член АХРР и один из ее активных деятелей.
В творчестве живописца большое место заняла работа над портретами
выдающихся деятелей большевистской партии и Советского государства,
представителей советской культуры. Эта работа началась созданием портретов К.
Е. Ворошилова (1927, Музей Революции СССР, Москва), И. В. Мичурина (1926). В
1929—30 художник исполнил портрет-картину «В. И. Ленин на трибуне» (Центральный
музей В. И. Ленина, Москва) — выдающееся произведение советского искусства. В
1938 Герасимов закончил монументальную композицию «И. В. Сталин и К. Е.
Ворошилов в
Кремле» (Третьяковская
галерея, Москва). За это произведение Герасимову в 1941 была присуждена
Сталинская премия.
В 1938—39 Герасимов создал портреты И. В. Сталина (акварельный
портрет И. В. Сталина, 1939, музей А. М. Горького, Москва), а также картину «И.
В. Сталин и А. М. Горький в Горках» (1939, Музей русского искусства, Киев) и
др. К этому же времени относятся портреты 0. В. Лепешинской (1939, Третьяковская
галерея), И. М. Москвина (1940), А. К. Тарасовой (1939, Русский музей,
Ленинград) и других видных деятелей
советской культуры. В период Великой Отечественной войны Герасимов
создал грандиозное полотно — «Гимн Октябрю» (1942, Русский музей), изображающее
торжественное заседание в Большом театре в Москве в честь 25-летия Великой
Октябрьской социалистической революции. Картина была удостоена Сталинской
премии в 1943.
В период войны и послевоенные годы Герасимов выполнил ряд
портретов героев
Великой Отечественной войны — И. И. Фисановича
(1942, Третьяковская галерея), А. И. Еременко (1942, Третьяковская галерея),
мастеров искусства — Н. С. Ханаева (1945, Русский
музей), С. Н. Головкиной (1945) и др.
Замечателен по силе портретных характеристик и живописному исполнению
групповой портрет четырех старейших советских художников — В. Н. Мешкова, В. К. Бялыницкого-Бируля,
В. Н. Бакшеева, И. Н. Павлова (1944, Третьяковская
галерея). С
большой реалистической убедительностью Герасимов передал и этом портрете не только внешний облик, но и внутренний мир,
своеобразие творческих индивидуальностей ветеранов русской живописи. Эта работа Герасимова удостоена
Сталинской премии в 1946.
Большие многофигурные композиции — «Тегеранская конференция
руководителей Трех Великих держав» (1945) и
«Московское совещание министров иностранных дел Трех Великих держав» (1945)
имеют значение художественно-исторических документов, запечатлевающих торжество
советской политики борьбы за мир. В
послевоенные годы исполнены произведения: «Портрет И. В. Сталина»
(1945—47), портрет К. Е. Ворошилова (1948) и др. За картины «И. В. Сталин у
гроба А. А. Жданова» (1948, Третьяковская галерея) и «Портрет В. М. Молотова»
(1948, Третьяковская галерея) Герасимову была присуждена Сталинская премия в
1949. В 195О—51 Герасимов вместе с коллективом творческой мастерской Академии
художеств СССР, работающим под его руководством, создал картину «Великая
клятва», посвященную
исторической речи И. В. Сталина на 2-м Съезде Советов Союза ССР.
Лучшими работами Герасимова в области натюрморта и пейзажа,
характерными большой жизнерадостностью, красочностью, являются: «Степь цветет»,
1924, «Урожай», 1930, «Яблони», 1932, «После дождя», 1935, Третьяковская
галерея, «Розыск», 1937, серия пейзажей «Рожь-матушка», 1946, и др. Герасимов
принадлежит оформление ряда театральных спектаклей (например «Лес» А. Н.
Островского в Малом театре в Москве). Он — автор иллюстраций к «Тарасу Бульбе», 1947, «Евгению Онегину», 1949, и др.
Социалистическое по содержанию и национальное по форме, искусство
Герасимова пользовалось широкой популярностью как в
среде руководства страны, так и в народных массах. Герасимов — депутат
Верховного Совета РСФСР 2-го и 3-го созывов, президент Академии художеств СССР председатель Оргкомитета Союза советских художников
СССР, осуществляющего повседневное руководство республиканскими и областными
союзами советских художников. Герасимов награжден орденом Ленина,
орденом Трудового Красного Знамени и медалями.