Теодор Жерико
Жерико
(Gericault) Теодор
(1791–1824), французский живописец и график. Учился у К.Верне
(1808–1810) и П.Герена (1810–1813), испытал влияние А.Гро. Жерико посетил Италию
(1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже.
Сохранив присущее искусству классицизма тяготение к обобщенно - героизированным
образам, Жерико первым во французской живописи
выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к
воплощению драматических явлений современности и сильных страстей. Ранние произведения Жерико, отразившие
героику наполеоновских войн (“Офицер конных егерей императорской гвардии,
идущий в атаку”, 1812, “Раненый кирасир, покидающий поле боя”, 1814, – оба в
Лувре, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и
колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми
оттенками тона. После поездки в Италию в живописи Жерико
усиливается обобщенная монументальность форм, композиция становится
упорядоченной, колорит почти , монохромным (“Бег
свободных лошадей в
Риме”, 1817,
Лувр, Париж).
Одна из центральных в творчестве Жерико работ - картина “Плот «Медузы»” (1818–1819, Лувр,
Париж) - написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия
оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Придавая
частному событию глубокий символический и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих
чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой,
глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (“Портрет
двадцатилетнего Делакруа”, около 1819, Музей
изящных искусств и керамики,
Руан) и автопортретов. Истинный гуманизм Жерико
воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи
изящных искусств, Лион, Гент и др. собрания). Жерико
выступил как пионер литографии во Франции (серия “Большая и малая английские
сюиты”, 1820–1821).
Жерико
был полон творческих планов, осуществить которые помешала ранняя
смерть. Страстный любитель и
знаток лошадей, с поразительным мастерством
изображавший
их в своих произведениях, Жерико разбился, упав с
лошади, что
послужило одной из главных причин
его преждевременной смерти. Сильнее всех
переживал кончину Жерико его друг — молодой Делакруа, который стал
впоследствии на долгие годы главой прогрессивных романтиков.