Теодор Жерико

Жерико (Gericault) Теодор (1791–1824), французский живописец и график. Учился у К.Верне (1808–1810) и П.Герена (1810–1813), испытал влияние А.Гро. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. Сохранив присущее искусству классицизма тяготение к обобщенно - героизированным образам, Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (“Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку”, 1812, “Раненый кирасир, покидающий поле боя”, 1814, – оба в Лувре, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти , монохромным (“Бег свободных лошадей в

Риме”, 1817, Лувр, Париж).

Одна из центральных в творчестве Жерико работ - картина “Плот «Медузы»” (1818–1819, Лувр, Париж) - написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Придавая частному событию глубокий символический и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико  выразил в ряде портретов (“Портрет двадцатилетнего Делакруа”, около 1819, Музей

изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Истинный гуманизм Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и др. собрания). Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия “Большая и малая английские сюиты”, 1820–1821).

Жерико был полон творческих планов, осуществить которые помешала ранняя

смерть. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством

изображавший их в своих произведениях, Жерико разбился, упав с лошади, что

послужило одной из главных причин его преждевременной смерти. Сильнее всех

переживал кончину Жерико его друг — молодой Делакруа, который стал

впоследствии на долгие годы  главой прогрессивных романтиков.

     

                                                   ГАЛЕРЕЯ ЖЕРИКО

 

Hosted by uCoz