Гейнсборо (Gainsborough) Томас (крещен 14 мая 1727, Садбери,
Суффолк — 2 августа 1788, Лондон), английский живописец, один из крупнейший
портретистов и пейзажистов 18 в.
Младший сын обедневшего торговца сукном Джона
Гейнсборо, в 13 лет уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу
пейзажиста. Систематического художественного
образования, однако, не получил. В 1740-х гг. некоторое время учился в Лондоне
у французского гравера Ю. Гравело, познакомившего его
со стилем французского рококо. Значительное влияние на становление собственной
манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и
знакомство с голландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом
и Я. Рейсдалом.
В 1746 в Лондоне женился на Маргарет Бер,
внебрачной дочери герцога де Бофор. Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсуиче.
Ранние портреты Гейнсборо представляют собой
небольшие композиции, изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и
отдыхающих провинциальных помещиков, их жен и детей («Портрет Р. Эндрюса с женой», около 1749, Галерея Тейт, Лондон; «Мистер
Браун с женой», 1754/55). Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах
Гейнсборо по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие
(«Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», 1748,
Национальная галерея, Лондон).
В 1759, в поисках более широкого круга
заказчиков, Гейнсборо переезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую
вскоре устремилась респектабельная публика. Художник работает в имениях
столичных аристократов; во время работы в усадьбе Уилтон
он был поражен хранившимися там работами Ван Дейка, знакомство с которыми стало
поворотным моментом его творческого развития. В Бате
завязалась дружба Гейнсборо, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и
многими музыкантами («Портрет Абеля», ок. 1777; «Портрет
музыканта Фишера», ок. 1788, Бекингемский
дворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга — актера Гаррика.
С 1761 регулярно выставляется в Лондоне, в
1768 избирается членом-учредителем Королевской Академии. В 1774 окончательно
переезжает в Лондон, где король Георг III
оказывает ему покровительство и явное предпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдсом. В 1784,
рассорившись с Академией, президентом которой был Рейнолдс,
Гейнсборо перестает высылать свои картины на ее выставки.
Cтремясь угодить весьма утонченным вкусам
аристократической публики, Гейнсборо вырабатывает парадный и элегантный
«большой стиль», в значительной мере основанный на изучении произведений Ван
Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборо прежде всего воспринимает их тонкую
одухотворенность и интеллектуальность. Особым лиризмом и
изяществом отмечены женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо («Голубой
мальчик» — портрет Дж. Бартола, ок.1770, Сан-Марино; «Портрет дамы в голубом», 1770-е гг.,
Эрмитаж); двойные портреты — воплощение нежной дружбы («Утренняя прогулка» —
портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная
галерея, Лондон; «Портрет Элизы и Томаса Линли», 1768). Героям Гейнсборо присущи душевная
утонченность, еле уловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на
лоне природы, в кругу близких. Этой «преданностью мечтам» и искренностью
чувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализма
последних десятилетий 18 в.
Изысканностью и виртуозной легкостью, создающей
впечатление воздушности и мгновенности исполнения, отличается живописная
техника в зрелых работах мастера. Он не акцентирует объема, его фигуры всегда
легки и подвижны даже в самых спокойных состояниях. Он свободно набрасывает на
холст чистые, звучные, словно переливающиеся одна в другую краски. Мазки, очень
длинные или короткие, мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся
параллельно, оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. Такая
точно рассчитанная приблизительность мазка на расстоянии от холста превращается
в живое мерцание взгляда, в трепет губ, легкое колебание складок ткани.
Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровыми
переливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов, необычайно
богатых по звучанию.
Хотя заказы на портреты не иссякали,
Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому,
наивно-трогательному и прекрасному миру («Водопой»). Много времени отдает
пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером, кистью и акварелью, иногда по
покрытым лаком листам. Охотно использует новые сорта бумаги и экспериментирует
с новыми материалами, исполняет серию офортов и акватинт. Чтобы добиться
необычных световых эффектов, смастерил «волшебный фонарь» с цветными стеклами.
В последние годы Гейнсборо охотно писал
«воображаемые сцены». В основном это идеализированные портреты крестьянских
детей и крестьян («Девочка с поросятами», 1782, собрание Хауарда;
«Девочка, собирающая грибы», собрание Уорда) — мягкие,
нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо.