Эль Греко

Эль Греко (Теотокопули Доменико) (Greco, El (Kyriakos Theotokopoulos))

(1541-1614 гг.), испанский живописец, скульптор и архитектор. Родился на Крите,

отсюда прозвище - Грек. Обучался на Крите традиционной иконописи, после 1560 г.

уехал в Венецию, гдеозможно, учился у Тициана, а в 1570 г. - в Рим.

Творческий почерк сформировался главным образом под воздействием Тинторетто

и Микеланджело. В 1577 г.е оцененный при мадридском дворе, он уезжает в

Толедо. Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет

преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо.  Эль Греко работал в

Толедо с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных

алтарей. Для его произведений характерны невероятная эмоциональность,

неожиданные ракурсы и неестественно вытянутые пропорции, создающие эффект

стремительного изменения масштабов фигур и предметов ("Мученичество св.

Маврикия", 1580-1582 гг.). Мастерски написанные Эль Греко картины на религиозные

сюжеты с большим числом персонажей своей ирреальностью родственны поэзии

испанских мистиков. Такова, например, торжественно-величавая композиция

"Погребение графа Оргаса" (1586-1588 гг.).

Как художник он сложился рано и мало эволюционировал. Истоками его творчества

была византийская монументальная и станковая живопись (иконы и мозаики); из

итальянского искусства наибольшее влияние на "его имели Тициан и Тинторетто,

венецианская школа в целом, а в Испании - Луис Моралес.

Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем

вступив на путь маньеризма, Эль Греко стал провозвестником искусства

барокко. Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит

его с испанскими мистиками – поэтом Хуаном де ла Крусом, св. Терезой и св.

Игнатием Лойолой. Именно поэтому Испания стала благодатной почвой для творчества Эль Греко, которое, в свою очередь, было с готовностью усвоено испанским искусством. Со временем научные знания и занятия математикой стали приобретать все большее значение в его творчестве.

Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Это прежде всего

религиозные сюжеты ("Взятие под стражу", "Моление о чаше", "Святое семейство"),

чаще всего - алтарные образа ("Погребение графа Оргаса", церковь Сан Томе,

Толедо). Значительно реже он обращается к античным мифам ("Лаокоон"). Он пишет

много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо. Его картины на сюжеты,

использованные уже многими художниками до Эль Греко, производят неожиданное

впечатление. Герои Эль Греко "вкушают радость в страдании", находятся в

состоянии крайней взволнованности, эмоционального напряжения.

Это возбуждение, беспокойство, напряжение передается цветом: зеленое, желтое,

синее, киноварь звучат у Эль Греко вполне условно. Художник не стремится

передать цветом подлинную красоту предметов, но, не теряя общего впечатления

вещественности, усиливает цветом состояние напряжения, устремления ввысь.

"Дневной свет мешает моему внутреннему", - будто бы произнес некогда

мастер, писавший при искусственном освещении. В композициях Эль Греко свет

скользит по фигурам, вспыхивает и затухает, все кажется колеблющимся в

беспокойном ритме. Лица героев Эль Греко всегда удлиненные, аскетические,

глаза посажены асимметрично и широко открыты. Напряженный динамизм пронизывает все композиции мастера. Его портреты грандов, высшей кастильской знати все  чем-то похожи друг на друга: этих людей снедает внутренний огонь, на их бледных лицах горят не видящие внешний мир глаза, они полны напряжения сложной духовной жизни. В пейзажах Эль Греко, изображающих обычно Толедо в грозу, во вспышках молнии, Эль Греко подчеркивает ничтожность человека перед силами природы, и в этом одно из резких отличий в восприятии природы человеком барокко и человеком Ренессанса. В глубоко своеобразном и выразительном искусстве Эль Греко, рожденном в среде древнего вырождающегося кастильского дворянства и фанатичного монашества, много мистики, экзальтированности, исступления, даже ложной патетики и изломанности, что позволяло и позволяет некоторым исследователям относить его к художникам маньеристического направления.

Эмоциональность свойственна и портретам Эль Греко, отмеченным порой

психологической и социальной проницательностью. Черты ирреальности наиболее

отчётливо проступают в поздних произведениях мастера ("Снятие пятой печати",

"Лаокоон", 1610-1614 гг.). Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом

мироощущения овеян "Вид Толедо" (1610-1614 гг.)

Лучшее, что есть в его искусстве, имело большое влияние на формирование

живописи Испании в XVII в. 

Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в

начале 20 века, с появлением экспрессионизма.

           

                                                    ГАЛЕРЕЯ ЭЛЬ ГРЕКО            

 

     

 

Hosted by uCoz