Эль Греко
Эль Греко (Теотокопули Доменико) (Greco, El (Kyriakos Theotokopoulos))
(1541-1614 гг.), испанский живописец, скульптор и архитектор.
Родился на Крите,
отсюда прозвище - Грек. Обучался на Крите традиционной иконописи,
после 1560 г.
уехал в Венецию, где,возможно,
учился у Тициана, а в 1570 г. - в Рим.
Творческий почерк сформировался главным образом под воздействием
Тинторетто
и Микеланджело. В 1577 г.,не
оцененный при мадридском дворе, он уезжает в
Толедо. Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет
преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо. Эль Греко работал в
Толедо с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных
алтарей. Для его произведений характерны
невероятная эмоциональность,
неожиданные ракурсы и неестественно вытянутые пропорции, создающие
эффект
стремительного изменения масштабов фигур
и предметов ("Мученичество св.
Маврикия", 1580-1582 гг.). Мастерски
написанные Эль Греко картины на религиозные
сюжеты с большим числом персонажей своей ирреальностью родственны
поэзии
испанских мистиков. Такова, например, торжественно-величавая
композиция
"Погребение графа Оргаса"
(1586-1588 гг.).
Как художник он сложился рано и мало эволюционировал. Истоками его
творчества
была византийская монументальная и
станковая живопись (иконы и мозаики); из
итальянского искусства наибольшее влияние на "его имели
Тициан и Тинторетто,
венецианская школа в целом, а в Испании - Луис Моралес.
Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а
затем
вступив на путь маньеризма, Эль Греко стал провозвестником
искусства
барокко. Стремление выйти за пределы обыденного человеческого
опыта роднит
его с испанскими мистиками – поэтом Хуаном де ла
Крусом, св. Терезой и св.
Игнатием Лойолой. Именно поэтому Испания стала благодатной почвой
для творчества Эль Греко, которое, в свою очередь, было с готовностью усвоено
испанским искусством. Со временем научные знания и занятия математикой стали
приобретать все большее значение в его творчестве.
Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Это прежде всего
религиозные сюжеты ("Взятие под стражу", "Моление о
чаше", "Святое семейство"),
чаще всего - алтарные образа
("Погребение графа Оргаса", церковь Сан
Томе,
Толедо). Значительно
реже он обращается к античным мифам ("Лаокоон"). Он пишет
много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо. Его картины на
сюжеты,
использованные уже многими
художниками до Эль Греко, производят неожиданное
впечатление. Герои Эль Греко "вкушают радость в
страдании", находятся в
состоянии крайней
взволнованности, эмоционального напряжения.
Это возбуждение, беспокойство, напряжение передается цветом:
зеленое, желтое,
синее, киноварь звучат у Эль Греко вполне условно. Художник не стремится
передать цветом подлинную красоту предметов, но, не теряя общего
впечатления
вещественности, усиливает цветом состояние напряжения, устремления
ввысь.
"Дневной свет мешает моему
внутреннему", - будто бы произнес некогда
мастер, писавший при искусственном освещении. В композициях Эль
Греко свет
скользит по фигурам, вспыхивает и затухает, все кажется
колеблющимся в
беспокойном ритме. Лица героев Эль Греко
всегда удлиненные, аскетические,
глаза посажены асимметрично и широко открыты. Напряженный динамизм
пронизывает все композиции мастера. Его портреты грандов, высшей кастильской
знати все чем-то похожи друг на друга:
этих людей снедает внутренний огонь, на их бледных лицах горят не видящие
внешний мир глаза, они полны напряжения сложной духовной жизни. В пейзажах Эль
Греко, изображающих обычно Толедо в грозу, во вспышках молнии, Эль Греко
подчеркивает ничтожность человека перед силами природы, и в этом одно из резких
отличий в восприятии природы человеком барокко и человеком Ренессанса. В
глубоко своеобразном и выразительном искусстве Эль Греко, рожденном в среде
древнего вырождающегося кастильского дворянства и фанатичного монашества, много
мистики, экзальтированности, исступления, даже ложной патетики и изломанности,
что позволяло и позволяет некоторым исследователям относить его к художникам маньеристического направления.
Эмоциональность свойственна и портретам Эль Греко, отмеченным
порой
психологической и социальной проницательностью. Черты ирреальности
наиболее
отчётливо проступают в поздних
произведениях мастера ("Снятие пятой печати",
"Лаокоон", 1610-1614 гг.). Острым
поэтическим восприятием природы, трагизмом
мироощущения овеян "Вид Толедо" (1610-1614 гг.)
Лучшее, что есть в его искусстве, имело большое влияние на
формирование
живописи Испании в XVII в.
Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново
открыто лишь в
начале 20 века, с
появлением экспрессионизма.