Кацусика Хокусай
Хокусай (Кацусика Хокусай)
[1760, Эдо (ныне Токио) — 10 мая 1849, там же),
художник укие-э, иллюстратор, гравер, писатель – один
из величайших гениев японского искусства. Творил под множеством псевдонимов.
Начало пути
Родился, как считают,
в квартале Варагэсуй района Хондзе
в Эдо (современный Токио). Его настоящее имя Токитаро, но на протяжении всей своей творчской
жизни он принимал много различных псевдонимов. В 18 лет Хокусай поступил в
студию Кацукава Сюнсе
(1726-92), известного художника укие-э,
прославившегося портретами актеров Кабуки. В 1779 молодой художник сделал серию
вполне уверенно скомпонованных театральных портретов.
В 1791 Хокусай был приглашен сделать несколько гравюр для издателя Цутая Дзюдзабуро. После смерти Сюнсе в 1792 школу Кацукава
возглавил другой ученик Сюнсе, Кацукава
Сюнэй (1762-1819), и Хокусай, по-видимому, прекратил
рисовать портреты актеров.
Собственный стиль. Суримоно
1793-94 гг. стали переломными годами в карьере Хокусая. Художник отказался
потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре укие-э, стал вырабатывать свой собственный стиль, почерпнув
некоторые приемы японских школ живописи Римпа и Тоса, а также применив европейскую перспективу.
В 1795 выходят его иллюстрации к поэтической антологии «Кека
Эдо мурасаки». Между 1796 и
1799 Хокусай пишет много одиночных гравюр и альбомных листов. Последние «суримоно» — так назывались эти выполненные по заказу
оттиски — имели колоссальный успех. В результате другие художники сразу же
принялись их имитировать. Как раз в 1796 художник стал использовать ставший
впоследствии широко известным псевдоним Хокусай. Этим именем он, начиная с
1798, подписывал гравюрные листы и живописные работы, некоторые выполненные по
заказу иллюстрации он подписывал псевдонимом Тацумаса,
иллюстрации для коммерческих романов выходили под именем Токитаро,
другие многотиражные гравюры и иллюстрации к книгам были подписаны Како либо Соробэку. В 1800, в возрасте 41 года, художник стал
называть себя Гакедзин Хокусай – «Безумный живописью
Хокусай».
Публичные выступления
Примерно с этого времени, хотя он жил в некотором отдалении от общества,
Хокусай, завоевав определенный авторитет, часто демонстрировал свое искусство
на публике. В 1804 на территории храма Эдо художник
нарисовал изображение Бодхидхармы размером в 240 кв.
м. Между 1804 и 1813 проиллюстрировал комические повести, т.н. «емихон», известных авторов Кекутэя
Бакина и Рютэя Танэхико.
Альбомы и серии. Уединенная жизнь в Миура
В 1812 начинается его
тесная дружба с художником Бокусэном (1775-1824). В
результате чего между 1814 и 1834 в г. Нагоя выходила серия
иллюстрированных альбомов «Хокусай манга» («Рисунки
Хокусая»). Знаменитая серия пейзажных гравюр «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов горы Фудзи»)
начала выходить в 1831, а в начале 1830-х гг. Хокусай выпустил гравюры известных
водопадов, мостов, птиц и привидений, т.е. те работы, которыми он известен
более всего в наше время. В конце 1834 непосредственно перед выходом его серии
«Фугаку хяккэй» («100 видов
горы Фудзи»), шедевра его книжной гравюры, художник
покинул Эдо и в течение года жил в рабочем районе
вблизи Урага на полуострове Миура к югу от Эдо. В это время начала издаваться его последняя, серьезная
серия гравюр «Хякунин иссю уба га этоки» («Иллюстрации к
сборнику «100 стихотворений 100 поэтов»). Выход этой серии иллюстраций к
поэтической антологии «Хякунин иссю»
был прерван после публикации 27 листов, выпуск серии так и остался
незавершенным.
Снова в Эдо. Бедность
В 1836 художник
вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной
беднотой, и ему пришлось зарабатывать на пропитание продажей собственных
картин. В 1839 в мастерской Хокусая случился пожар, уничтоживший все наброски и
рабочие материалы. После этого Хокусай, по всей видимости, рисовал совсем
немного, и практически не выпускал гравюр и книжных иллюстраций. Самым
известным из его учеников, наверно, стал Тотоя Хоккэй (1780-1850), который иллюстирировал
книги и «суримоно».