Илья Кабаков
Кабаков,
Илья Иосифович (р. 1933), русский художник. Родился в Днепропетровске 30
сентября 1933 в семье слесаря. В 1957 окончил графический факультет Московского
художественного института имени В.И.Сурикова, получив специальность
художника-иллюстратора. С 1956 сотрудничал в издательстве «Детгиз»
(позднее «Детская литература»), журналах «Малыш», «Мурзилка»,
«Веселые картинки». Активный участник многих диссидентских
художественных экспозиций начиная с выставок 1965–1968 в д'Акуиле (Италия), Познани-Сопоте
(Польша) и в московском кафе «Синяя
птица» (1968).
Его архетипический
мотив – рядовая советская квартира-коммуналка, погруженная в атмосферу
загадочного абсурда. Разработал близкий концептуальному искусству, а с другой
стороны - соц-арту тип графической серии, где тексты
и изобразительные мотивы погружают обыденный советский быт в атмосферу
романтической тайны
(здесь сказался опыт Кабакова-иллюстратора детских книг).
В 1990-е гг. все чаще переводил
свои серии в трехмерное пространство, создавая
инсталляции, проникнутые
воспоминаниями о России.
Испробовав стили абстрактного
экспрессионизма, неосюрреалистического
гротеска, в 1970-е годы нашел
свою собственную манеру, за которой закрепилось имя "романтического
концептуализма".
Долголетняя работа в детской книге
наложила отпечаток на его творчество, создав иронически-сказочную атмосферу его
произведений, герои которых - "маленькие" люди, живущие в
коммуналках, - претерпевают неожиданные метаморфозы, летая по воздуху, либо
вообще исчезая в таинственных пространственных "дырах". Сблизившись -
в последнем случае - с сатирическими интонациями соц-арта,
он далее следует своим путем, соединяя воспоминания о коммунальной нищете со
стандартными мотивами социалистического реализма. В своих
графических циклах («папках») он последовательно переходит от фигурных, близких
по духу к детской иллюстрации, сказочно-сюрреальных
сюжетов к т.н. альбам 1970–1978 (от лат. alba – «белая») – листам, где
доминируют пустые пространства, снабженные лишь «коммунальными» надписями типа
«Чей это чайник?», – а затем к «жэковскому искусству» 1978–1982 и «экспо-арту» (инсталляции наподобие агитстендов
и стенгазет); эти произведения близки сатирическим пародиям соцарта.
С 1989 живет и работает за
рубежом – в Германии, Франции и США. В своих
произведениях,
занимающих целые залы (Сад, 1978, Русский музей, Петербург;
Неповешенная
картина, 1982–1992, Музей Людвига, Кёльн; Человек, улетевший
в космос из своей квартиры, 1986,
галерея Фельдмана, Нью-Йорк; Большой архив, 1993, Городской музей, Амстердам;
Корабль моей жизни, 1996, культурный центр Хеллерау,
Дрезден), использует свои прежние идеи для создания «абсолютных инсталляций»,
погруженных в атмосферу чистой зрительской мысли, стимулом для которой служат
тексты и знаки художника.
Оформил
«первую посткоммунистическую оперу» (Жизнь с идиотом А.Г.Шнитке,
по рассказу В.В.Ерофеева, в
амстердамской Нидерландской опере, 1992);
по-своему исторически-этапным
стал его Красный вагон (1990–1991), занявший
весь российский павильон на Венецианской биеннале 1993, где
символически
подведена черта под политическими
утопиями советского периода.