Илья Кабаков      

Кабаков, Илья Иосифович (р. 1933), русский художник. Родился в Днепропетровске 30 сентября 1933 в семье слесаря. В 1957 окончил графический факультет Московского художественного института имени В.И.Сурикова, получив специальность художника-иллюстратора. С 1956 сотрудничал в издательстве «Детгиз» (позднее «Детская литература»), журналах «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Активный участник многих диссидентских художественных экспозиций начиная с выставок 1965–1968 в д'Акуиле (Италия), Познани-Сопоте (Польша) и в московском кафе «Синяя

птица» (1968).       

Его архетипический мотив – рядовая советская квартира-коммуналка, погруженная в атмосферу загадочного абсурда. Разработал близкий концептуальному искусству, а с другой стороны - соц-арту тип графической серии, где тексты и изобразительные мотивы погружают обыденный советский быт в атмосферу романтической тайны

(здесь сказался опыт Кабакова-иллюстратора детских книг).

В 1990-е гг. все чаще переводил свои серии в трехмерное пространство, создавая

инсталляции, проникнутые воспоминаниями о России.

Испробовав стили абстрактного экспрессионизма, неосюрреалистического

гротеска, в 1970-е годы нашел свою собственную манеру, за которой закрепилось имя "романтического концептуализма".

Долголетняя работа в детской книге наложила отпечаток на его творчество, создав иронически-сказочную атмосферу его произведений, герои которых - "маленькие" люди, живущие в коммуналках, - претерпевают неожиданные метаморфозы, летая по воздуху, либо вообще исчезая в таинственных пространственных "дырах". Сблизившись - в последнем случае - с сатирическими интонациями соц-арта, он далее следует своим путем, соединяя воспоминания о коммунальной нищете со стандартными мотивами социалистического реализма. В своих графических циклах («папках») он последовательно переходит от фигурных, близких по духу к детской иллюстрации, сказочно-сюрреальных сюжетов к т.н. альбам 1970–1978 (от лат. alba – «белая») – листам, где доминируют пустые пространства, снабженные лишь «коммунальными» надписями типа «Чей это чайник?», – а затем к «жэковскому искусству» 1978–1982 и «экспо-арту» (инсталляции наподобие агитстендов и стенгазет); эти произведения близки сатирическим пародиям соцарта.

С 1989 живет и работает за рубежом – в Германии, Франции и США. В своих

произведениях, занимающих целые залы (Сад, 1978, Русский музей, Петербург;

Неповешенная картина, 1982–1992, Музей Людвига, Кёльн; Человек, улетевший

в космос из своей квартиры, 1986, галерея Фельдмана, Нью-Йорк; Большой архив, 1993, Городской музей, Амстердам; Корабль моей жизни, 1996, культурный центр Хеллерау, Дрезден), использует свои прежние идеи для создания «абсолютных инсталляций», погруженных в атмосферу чистой зрительской мысли, стимулом для которой служат тексты и знаки художника.

Оформил «первую посткоммунистическую оперу» (Жизнь с идиотом А.Г.Шнитке,

по рассказу В.В.Ерофеева, в амстердамской Нидерландской опере, 1992);

по-своему исторически-этапным стал его Красный вагон (1990–1991), занявший

весь российский павильон на Венецианской биеннале 1993, где символически

подведена черта под политическими утопиями советского периода.

   

                                                       ГАЛЕРЕЯ КАБАКОВА

 

 

 

Hosted by uCoz