Фрида Кало
Фрида Кало
родилась в Мехико в 1907. Она третья дочь Гулермо и
Матильды Кало.Отец -
фотограф, по происхождению - еврей, родом из Германии. Мать - испанка,рождённая в Америке. Фрида Кало в 6 лет заболела полиомелитом, после чего осталась хромота. "Фрида — деревянная нога" — жестоко дразнили ее
сверстники. А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже
занималась боксом. На ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы выглядела, как здоровая. Физический дефект помогали скрывать брюки, а после
замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака и которые так нравились Диего.
Впервые Фрида появилась в таком платье на их свадьбе,
одолжив его у служанки.
Автокатастрофа произошла дождливым вечером 17 сентября 1925 года.
Автомобиль, в котором Фрида ехала со своим школьным
другом, столкнулся с трамваем. Удар был таким сильным, что парня вышвырнуло из
машины. Но он легко отделался — лишь контузией. А Фрида...
Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху,
раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны
два бедра, нога. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Фриде
Калон было 18 лет. И она победила. Начались
мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у
отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный
подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое
зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с
автопортретов. "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве
и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".
В 22 года Фрида Кало
поступает в самый пристижный институт Мексики
(национальную подготовительную школу). На 1000 студентов взяли только 35
девушек. Там Фрида Кало
встречает будующего мужа Диего
Риверу, только вернувшегося домой из Франции.
В день свадьбы Диего показал свой взрывной
нрав. 42-летний новобрачный немного перебрал текилы и
стал палить из пистолета в воздух. Увещевания только распаляли разгулявшегося
художника. Случился первый семейный скандал. 22-летняя супруга ушла к
родителям. Проспавшись, Диего просил прощения и был
прощен. Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом — в ставший
знаменитым "голубой дом" на улице Лондрес в
Койаокане, самом "богемном" районе Мехико,
где они прожили много лет.
Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но
никогда — врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей,
"страстные, одержимые и порой мучительные". В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему.
Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать
не хотел. Удар для Фриды был жестоким. Гордячка, она
своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст.
Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное
женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным
лицом тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько царапин!" —
назвала полотно ироничная Фрида.
После измены Диего она решила, что тоже имеет право
на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя
себе вольности, он был нетерпим к изменам Фриды.
Знаменитый художник был болезненно ревнив.
Однажды, застав жену с американским скульптором Исамой
Ногучи, Диего выхватил
пистолет. К счастью, не выстрелил.
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская
художница восхищалась "трибуном русской революции", тяжело
переживала его
высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего
Ривере он нашел в Мехико приют.
В январе 1937 года Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на берег в
мексиканском порту Тампико. Их встречала Фрида
— Диего лежал тогда в госпитале.
Художница привезла изгнанников в свой "голубой дом", где они нашли наконец
тишину и покой. Яркая, интересная, обаятельная Фрида (после нескольких минут общения ее болезненных увечий
уже никто не замечал) мгновенно пленила гостей.
Почти 60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Он всячески пытался
выразить свою нежность. То будто невзначай притрагивался к руке, то
тайком
касался под столом ее колена. Строчил пылкие записки и, вложив их в
книгу,
передавал прямо на глазах своей жены и Риверы.
Наталья Седова о любовной
авантюре догадывалась, а Диего, говорят, так
никогда и не узнал о ней. "Я очень устала от старика", — якобы
обронила однажды Фрида в кругу близких друзей и
оборвала недолгий роман.
Есть и другая версия этой истории. Молоденькая троцкистка
будто бы не устояла перед напором трибуна революции. Их тайное свидание
состоялось в загородном поместье Сан-Мигель Регла, в
130 километрах от Мехико. Однако Седова зорко следила за мужем: интрижка была
задушена на корню. Вымаливая у жены прощение, Троцкий назвал себя "ее
старой верной собакой". После этого изгнанники покинули "голубой
дом".
Но это слухи. Никаких свидетельств этой романтической связи нет.
Больше всего в жизни Фрида любила саму жизнь —
и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные
физические страдания, она искрилась юмором, могла хохотать до изнеможения,
подшучивать над собой, развлекаться и от души кутить. И только взяв кисть,
позволяла себе думать о неизбежном. Она мечтала о
ребенке, но страшная травма не позволила ей иметь детей. Три беременности — а
это был настоящий подвиг в ее положении — закончились трагично.
И тогда она стала рисовать детей. Чаще всего — мертвых. Хотя большинство
ее
картин, натюрмортов, пейзажей пронизаны солнцем
и светом.
Фрида была коммунисткой.
Она вступила в мексиканскую компартию в 1928 году, но через год вышла из нее
вслед за исключенным Диего Риверой. А через десять лет, верная
своим идейным убеждениям, снова вступила в компартию. В ее доме на книжных
полках стоят потрепанные, зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина, работы Сталина,
рядом — Зиновьев, изданный в 1943 году в Мехико, тут же — публицистика Гроссмана, посвященная Великой Отечественной войне, и
совершенно неожиданная "Генетика в СССР". В спальне, в изголовье
кровати, висят большие портреты основоположников марксизма-ленинизма и самых
даровитых их последователей. В частности, Мао Цзедуна
в красивой деревянной раме. увеличенная
фотография, тоже в раме: Ленин выступает с трибуны на Красной площади перед
уходящими на фронт красноармейцами. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником,
на холсте незаконченный портрет Сталина. Вождь изображен суровым, с
нахмуренными бровями, в белом парадном кителе, с одним золотистым маршальским
погоном. Второй погон Фрида нарисовать не успела...
Поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в
госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей
сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке.
Теперь она может передвигаться только в инвалидной коляске. Через два года —
новая трагедия: ей ампутируют до колена правую ногу. И как утешение — в том же,
1953, году проходит первая персональная выставка Фриды
Кало. Она счастлива. Она, как всегда, смеется. И
чуточку подтрунивает над собой.
Вот, мол, какая я знаменитость. Не хуже Риверы...
А дома в крохотной спальне (ее трепетно берегут хранители "голубого
дома") на потолке порхают большие яркие нарисованные бабочки — глядя на
них, Фрида
успокаивается, боли утихают, и она засыпает. Чтобы
проснувшись, снова взяться за кисть.
Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается:
серьезное, даже скорбное лицо,
сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми
чувственными губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах,
появляющихся рядом с Фридой. Символика художницы, говорят искусствоведы,
опирается на национальные традиции, тесно связана
с индейской мифологией
доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю
своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида собирали всю жизнь,
находится сейчас в саду "голубого дома". Каменные идолы, такие же
каменные животные схоронились под пальмами и
кактусами. Тут и там выглядывают индейские маски. Здесь есть даже — редкость
для иного этнографического музея — каменная плита с кольцом для игры в мяч —
древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев: ведь капитан
проигравшей команды приносился в жертву богам.
Фрида Кало
умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. На следующий
день близкие собрали ее любимые украшения, в том числе старинное, еще
доколумбовых времен, ожерелье, дешевенькие простые вещицы из морских ракушек,
которые она особенно любила, и положили все это в серый гроб, установленный в
"Бельяс Артес" —
Дворце изящных искусств. Гроб накрыли черным покрывалом, который спускался до
самого пола,усыпанного
красными розами. Одноклассник Фриды Кало— Артуро
Гарсиа Бустос, как и она, увлеченный революционными
идеями, принес красное знамя с серпом и молотом в центре белой звезды и положил
его на гроб. Возник скандал, который быстро замяли, убрав знамя. Рядом с Диего Риверой стояли бывший
президент Мексики Ласаро Карденас,
известные художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор.