Кипренский
Кипренский, Орест Адамлвич (1782–1836), русский художник. Родился на мызе
Нежинской
(близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13 (24)
марта 1782.
Был побочным сыном помещика А.С.Дьяконова, записанным в семью
его
крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии
художеств (1788–1803) у Г.И.Угрюмова и др. Жил в
Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), а в 1816–1822 и с 1828 – в
Риме и Неаполе.
Первый же портрет – приемного
отца А.К.Швальбе (1804, Русский музей, Петербург) –
выделяется своим эмоциональным «рембрандтовским»
колоритом. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать не
только социально-духовные типы (преобладавшие в русском искусстве эпохи
Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется.
Закономерно, что с картин
Кипренского принято начинать историю романтизма
в русском изобразительном
искусстве. Среди лучших его произведений – портрет мальчика А.А.Челищева (ок. 1810–1811), парные изображения супругов Ф.В. и Е.П.Ростопчиных (1809), В.С. и Д.Н.Хвостовых (1814; все в
Третьяковской галерее). Художник умел сделать впечатляюще-жизненными и
непринужденными даже большие парадные композиции (Е.В.Давыдов, 1809, Русский
музей).
Особый раздел составляют
автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок.
1808, Третьяковская галерея; и др.), проникнутые пафосом творчества. Ему
принадлежат также проникновенные образы русских поэтов: К.Н.Батюшкова
(1815, рисунок, Музей института русской литературы Российской Академии наук,
Петербург; В.А.Жуковского (1816) и А.С.Пушкина (1827; оба портрета в
Третьяковской галерее).
Мастер был и виртуозным графиком;
работая преимущественно итальянским
карандашом (и пастелью), он
создал ряд замечательных бытовых типажей (вроде Слепого музыканта, 1809,
Русский музей), а также знаменитую серию карандашных портретов участников
Отечественной войны 1812 (вышеупомянутый Батюшков, а также Е.И.Чаплиц,
А.Р.Томилов, П.А.Оленин и др., 1813–1815, Третьяковская галерея и др.
собрания).
С годами в образах художника
нарастают драматически-тревожные чувства, ощущение бренности (портрет Е.С.Авдулиной, ок. 1822, Русский
музей). Он мечтает о большом полотне, где были бы аллегорически воплощены его
раздумья об искусстве, равно как и перспективы новой истории. Один из подходов
к теме – Читатели газет в Неаполе (1831, Третьяковская галерея), картина,
заключающая в себе символический отклик на революционные события в Европе.
Однако наиболее честолюбивые из его живописных аллегорий остались
неосуществленными либо пропали (подобно Анакреоновой
гробнице, завершенной в 1821). Умер Кипренский в Риме 17 октября 1836.