Кирхнер, Эрнст Людвиг (Kirchner, Ernst Ludwig) (1880–1938), немецкий художник, один
из лидеров экспрессионизма.
Родился
в Ашаффенбурге 6 мая 1880 в семье инженера-химика. В
1901–1905
занимался
на факультете архитектуры Высшей технической школы в Дрездене,
посещал
также Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и
прикладного
искусства
в Мюнхене. По возвращении в Дрезден образовал в 1905 (вместе
с
Э.Хеккелем и К.Шмидт-Ротлуфом)
группу «Мост», ставшую эпицентром
экспрессионистского
движения. Переехав в Берлин (1911), в 1912 издал Хронику «Моста», но вскоре
рассорился с членами группы и с той поры работал обособленно.
В
его зрелых вещах доминируют темы большого города, жанры и пейзажи,
воплощенные в нервных, изломанных формах и
драматическом,
напряженно-контрастном колорите (Прогулка, 1911–1912,
Художественный музей
графства,
Лос-Анджелес; Мост через Рейн, 1912–1914, Галерея современного
искусства,
Берлин). Попутно проявил себя и как замечательный мастер
рисунка
и гравюры. В начале войны служил артиллеристом под Галле, но уже
через
год (1915) был комиссован; итогом военных переживаний, тяжело
сказавшихся на психике художника, явился
саркастический Автопортрет в
солдатской
форме (1915, Алленовский мемориальный музей, Оберлин, США).
Значительной
разрядкой для мастера, пристрастившегося к алкоголю и морфию,
явился
переезд в Швейцарию. Живя во Фрауэнкирхе
под Давосом (с 1915) –
поначалу
в санатории, который украсил своими фресками, – создавал по-прежнему
напряженно-динамичные по ритму и колориту, но в целом более мажорные картины и
графику по альпийским мотивам (Восход луны в Альпах, 1917, частное собрание,
Давос; Прогулка в санях, 1922, частное собрание, Франкфурт-на-Майне; Лесорубы,
около 1930, Кунстхалле, Гамбург). Создал в технике
ксилографии ряд иллюстративных циклов – к Истории Петера Шлемиля
А.фон Шамиссо (1916) и др. Выразил свое творческое кредо (идею искусства как
сочетания «иероглифов», передающих внутренний духовный смысл видимого мира) в
критических заметках о собственных работах, опубликованных под псевдонимом «Луи
де Марсаль».
На
протяжении 1920-х годов все ближе подходил к абстракции, делая свои образы
действительно все более «иероглифическими», полуабстрактными.
Причисленный нацистами к представителям
«дегенеративного искусства» (или
«искусства
вырождения»), оказался в вынужденной творческой изоляции, хотя,
как
житель нейтральной Швейцарии, находился в относительной безопасности.
Тем
не менее трагические события в Германии толкнули его к
самоубийству. Умер Кирхнер в Фрауэнкирхе
15 июня 1938.