Архип Куинджи
Куинджи Архип Иванович -
известный живописец. Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе. Рано
лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по
постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте
по-гречески, затем недолго посещал городское училище. С ранних лет проявилось у
него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и
обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и
Петербурге, он пишет большую картину: "Татарская сакля в Крыму",
которую выставляет на академической выставке в 1868 г., и становится
вольнослушателем академии. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения
художеств картину "Снег", за которую в 1874 г. на международной
выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в
Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге -
"Ладожское озеро". В 1874 г. на выставке
товарищества передвижных выставок
Куинджи выставляет "Забытую деревню", в
1875 г. - две: "Степи"
и "Чумацкий тракт", в 1876 г. - знаменитую "Украинскую
ночь". Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В
1878 г. "Украинская ночь", вместе с "Видом на остров
Валаам" и "Чумацким трактом", появляется на всемирной выставке в
Париже. ( "Вид на Кремль со стороны Замоскворечья" 1882г."Кипарисы на берегу моря. Крым" 1887г.
"Осень" 1876 - 1890гг."Волга" 1890
- 1895гг.).
В 1877 г. Куинджи становится
членом товарищества передвижных выставок; в 1878 г. выставляет "Лес"
и "Вечер в Малороссии", возбудивший массу споров и создавший много
подражателей. В 1879 г. он выставляет "Север", "Березовую
рощу", "После грозы"; в том же году Куинджи покинул выставки
товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку
одной своей картины: "Ночь на Днепре"; выставка эта имела успех
небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и
Полонский , Страхов , Менделеев , Тургенев.
В том же году картина была
выставлена в Париже. В 1881 г., также отдельно, Куинджи выставил
"Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, а в 1882 г.
"Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на
Днепре". После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше
картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. С 1894 по
1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего
художественного училища при Академии Художеств. В 1904 г. он принес в
дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 г.
пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в
Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной
живописи; 11 июля 1910 г. Куинджи
скончался. В академии Куинджи сошелся с
Репиным ,
В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе
передвижников; для этого периода
наиболее характерны его "Осенняя распутица", "Забытая
деревня" и "Чумацкий тракт", хотя в последней
уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к
обобщению. "Украинская ночь" знаменует перелом в творчестве Куинджи.
Куинджи смело пролагал путь к
импрессионизму; он сам говорил, что художник
- тот, кто умеет уловить и
воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде
всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал
законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня
за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была
иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он
был первым вполне самобытным русским импрессионистом. Несмотря на то, что с
1882 г. Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и
глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке
нового устава
Академии Художеств; вступив в
руководство пейзажным классом, он, пробыв
профессором всего три года,
создал целую школу художников. Независимый и
самостоятельный, Куинджи играл
большую роль в академии; много нажил он и
врагов своей прямотой и
резкостью. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и
товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от
власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных
забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии;
той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным
капиталом, распорядителями которого являлись сами художники. Картины Куинджи
находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им
Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и
провинциальные музеи. "Ночь на Днепре" находится у великого князя
Константина Константиновича , "Березовая
роща" и "Степь" - в
коллекции Терещенко в Киеве; в
Третьяковской галерее в Москве находятся:
"На
острове Валааме", "Забытая деревня", "Степь",
"Чумацкий тракт", "Украинская ночь", "Север",
"Березовая роща", "После грозы", "Днепр утром" и
"Закат в лесу"; в музее императора Александра III
в Петрограде - "Вечер в Малороссии", "Туман на море",
"Радуга" и эскизы.