Евгений Лансере
Лансере,
Евгений Евгеньевич - живописец (родился в 1875 г.), сын скульптора
Евгения Александровича Лансере . Учился в школе Общества
Поощрения Художеств, затем в Париже в частных академиях Коларосси
и Жюлиана, где работал под руководством Бенжамена Констана, Ж.П. Лоранса и др. В 1898 г. выставил свои иллюстрации к Бретонским легендам и сказкам на выставке русских и
финляндских художников, устроенной С. Дягилевым . С 1899 г. принимает
постоянное участие в выставках "Мира Искусства"; до 1910 г.
участвовал в выставках "Союза русских художников". Заведует
художественною частью на Императорских гранильных фабриках. В 1912 г. избран академиком живописи. Талант Лансере
очень разнообразен; им помечены его виньетки, шрифты, архитектурные рисунки,
иллюстрации сказок и драм, декоративные панно и карикатуры. Его исторические
картины проникнуты любовью к родной старине и глубоким чувством эпохи
(например, "Императрица Елизавета в Царском Селе", "Восшествие
Елизаветы на престол", "Петербург в начале XVIII
столетия", "Корабли времени Петра I",
"У моря"). Лансере первый начал рисовать
былую красоту Петербурга (1-й выпуск "Мира Искусства", 1902);
"Старый Зимний дворец", "Мост через Зимнюю канавку"
переносят в век Петра и Екатерины .
Уже первый опыт Лансере показал, что у него есть громадный иллюстрационный
дар и громадное мастерство. Очень
интересны его иллюстрации к "Царской
охоте" Кутепова
и к "Царскому Селу" А. Бенуа ; столь же удачны фантастические
композиции его к "Царю Голоду" Л. Андреева и стихотворениям К. Бальмонта , чрезвычайно остры его карикатуры в "Жупеле" и
"Адской почте".
Лансере
- превосходный график: ему удивительно удаются чисто декоративные
сюжеты, исполняемые им то в
каком-либо определенном старом стиле, то в манере, созданной им самим; его
виньетки, заставки, надписи и обложки являются украшением многих книг и
журналов ("Мир Искусства", "Золотое руно",
"Художественные сокровища России", "Ежегодник Императорских
Театров" и др.).
Его этюды, рисунки, наброски дают
яркое впечатление о пейзаже и быте
Забайкалья, Маньчжурии, Кавказа.
Очень интересны архитектурные проекты
Лансере
("Кафе в Белграде"). Эскиз декорации последнего акта балета
"Сильвия" и панно для "Святилища Патрика" в постановке
Старинного театра свидетельствуют о большом искусстве Лансере
в области архитектурного пейзажа. В Москве им исполнены панно в Большой
Московской гостинице, плафон и фриз в доме Тарасовых, в Петербурге - фреска в Cafe de France.
Из произведений Лансере в музее Императора Александра
III
находятся: "Петербург в начале XVIII
столетия", эскиз к балету "Сильвия" и 2 иллюстрации к Бретонским легендам; в музее Академии Художеств -
"Корабли времени Петра I";
в Третьяковской галерее - "Никольский рынок в Петербурге" и
"Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе".