Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519),
итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры
Высокого Возрождения , Леонардо да Винчи сложился как
мастер, обучаясь во Флоренции у А. дель Верроккьо.
Методы работы в мастерской Вероккьо, где
художественная практика сопрягалась с техническим экспериментированием, а также
сближение с астрономом П.Тосканелли способствовали
зарождению научных интересов молодого Леонардо да Винчи.
В ранних произведениях (голова ангела в
“Крещении” Верроккьо, после 1470,
“Благовещение”, около 1474, - оба в
Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения,
подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле
уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных
состояний.
Фиксируя результаты бесчисленных
наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях,
исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина,
перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному
гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение
человеческого тела приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой
композиции. В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю
Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного
инженера, гидротехника, устроителя
придворных праздников.
Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо
Сфорца - отца
Лодовико
Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена
при взятии Милана французами в 1500). В миланский период Леонардо
да Винчи
создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; 2-й вариант -
около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в
окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль
духовного начала, подчеркивающего теплоту
человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря”
(1495-1497; из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи техники - масло с
темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована),
знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и
духовное
содержание выражено в математической закономерности композиции,
логически
продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго
разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной
уравновешенности форм. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал
различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма,
оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения
Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в
непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 - Флоренция; 1500 - Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 - Милан; 1513-1516 - Рим;
1517-1519 - Франция). Во Флоренции он
работал над росписью зала Большого Совета в
Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с
картона), стоящей у истоков европейского батального
жанра нового времени. В портрете "Монны
Лизы" или "Джоконды" (около 1503, Лувр, Париж) он воплотил
возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным
элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной
голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся
проекты
памятника маршалу Тривульцио
(1508-1512), алтарный образ “Св.Анна с Марией и
младенцем Христом” (около 1500-1507, Лувр, Париж), завершающий
поиски мастера в
области световоздушной перспективы и
гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель”
(около 1513-1517, Лувр, Париж), где несколько слащавая
двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в
творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы
(так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516,
Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед
могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о
цикличности природных процессов.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи
являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из
которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его
учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на
европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств
Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный
язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в
природе. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени.
Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо
да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам
мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную
ему эпоху (проекты прокатных станов, землеройных машин, подводной лодки,
летательных аппаратов).