Дан Маркович
Я родился в Таллинне в 1940г. По
первой своей специальности биохимик, энзимолог,
биофизик, молекулярный биолог. Работал в Институте биофизики АН СССР. Автор
около 70 статей и монографии. В 1986г. окончательно оставил науку, стал
профессиональным художником. (Историю и причины своего ухода я анализировал в
автобиографическом исследовании "Монолог о пути".)
Живописью и графикой занимаюсь с
1975 г. Ученик московского художника Евгения Измайлова. Написал около пятисот
картин, половина из них рассеяна по многим галереям и частным коллекциям в России
и других странах. Имел более двадцати персональных выставок.
С 1984г пишу прозу, одновременно
рисую, иллюстрирую свои книги. С 1997г издаю электронные
литературно-художественные альманахи:
"Перископ" ( http://www.periscope.ru ) и "Мамзер"
( http://www.chat.ru/~mamzer).
Последние годы я не имел
возможности заниматься живописью и крупной графикой и освоил рисование в
графических редакторах компьютерной "мышкой". В сущности
та же графика; технические трудности легко преодолимы, а возможности огромны,
особенно в области книжной графики.
Писать прозу начал с коротких
рассказов. Меня поддержали Венедикт Ерофеев, Андрей Битов, Татьяна Толстая,
Лариса Миллер. Первая публикация в "Сельской молодежи" в 1991г. В
этом же году мне удалось напечатать повесть "ЛЧК"(Любовь
к черным котам) в Издательстве "Московский рабочий" ("Цех
фантастов-91", под редакцией Кира Булычева). В
том же году напечатана моя первая книга рассказов
"Здравствуй, муха!"
(Издательство "Технограф"). В 1994г малым
тиражом (500 экз.) вышла вторая книга рассказов "Мамзер"
(ОНТИ Пущино) с моими рисунками.
Далее печатать на бумаге я не
мог. Я поздно начал рисовать и писать, и у меня не было времени ждать и
просить. Интернет дал мне возможность не унижаться в редакциях. Почти все, что
я написал, находится в альманахе Перископ и на других моих сайтах, а также в
сетевых журналах "Сетевая словесность"
http://www.litera.ru/slova/markovich.html
и в журнале "Новый канадец" http://www.newca.com
Некоторые мои рассказы переведены на английский, сейчас их переводят на
французский язык. Недавно они включены в Антологию
коротких текстов (под ред. Д.Кузьмина), некоторые рассказы опубликованы в
Журнале "Колокол" (№5) в Лондоне.
Я люблю писать небольшие вещи, очень
короткие рассказы, прозу, в которой главное - звук и ритмический рисунок,
скольжение по ассоциациям. Иногда они на грани "стихотворений в
прозе". Грань эту я, однако, не перехожу, и стихов не пишу, меня больше
привлекают скрытые ритмы прозы.
Я не люблю воинствующий авангард,
разнообразные "концепты" и "придумки" как в живописи, так и
в литературе. В живописи я начинал как примитивист, потому что до 35 лет
никогда не рисовал, потом, очень условно говоря,
постепенно склонялся в сторону экспрессионизма. Мне близка московская школа
живописи, интересны
Сезанн, Сутин,
Руо, Марке. Я мало читаю и почти не знаю современную
литературу. Как бы "стильно", эффектно, "круто" ни была
написана вещь, она холодна и пуста, быстро блекнет, если в ней никого не жаль.
Но это не значит, что можно писать плохо, если тема "бедные люди".
Я не думаю, что "человек -
это звучит гордо". Я атеист, но с уважением отношусь ко всем верованиям,
нужным другим. Для меня достаточно УВАЖЕНИЯ к ЖИЗНИ, ко всему живому в
одинаковой степени, исключительному и хрупкому явлению в том каменном мешке, в
который нас занесло. Наравне с литературой и живописью, главное мое занятие -
общение с животными, в основном с бездомными. О некоторых из них рассказано в
повести "Перебежчик", отмеченной на конкурсе "Тенета-98".
Судьба этих зверей трагична, за последующие после написания два года все они
погибли - убиты, отравлены, замучены. За последние пять лет
я написал повести - "Перебежчик", "Ант", "Паоло и Рем", "Остров", "Жасмин",
"Белый карлик", "Предчувствие беды", "Последний
дом". Сейчас я, по-видимому, возвращаюсь к малой форме, к которой у меня
самый большой интерес.
У меня почти нет "творческих
планов", я живу сегодняшним днем, кое-что знаю о завтрашнем,
надеюсь на послезавтрашний. Стараюсь не браться за новое дело, пока не доведу
до конца текущее ( написать и "задвинуть
ящик", как говорил Бомарше). Всему лучшему, чему мне удалось научиться в
жизни, я обязан нескольким людям: моей матери Зинаиде Бернштейн, моему учителю
биохимии Эдуарду Мартинсону, моему учителю в науке
Михаилу Волькенштейну, художникам Евгению Измайлову
и Михаилу Рогинскому, моей жене
Ирине.