Анри Матисс
Матисс (Matisse) Анри Эмиль Бенуа (31 декабря 1869, Ле Като, Нор — 3 ноября 1954, Симье,
близ Ниццы), французский художник.
Годы учения
Первые опыты в
живописи относятся к 1890; в 1892 Матисс учится в
Париже в Академии Жюлиана у А. В. Бугро
— мэтра салонного искусства; в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе
изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику
большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных
цветов. Матисс копирует в Лувре произведения Шардена,
де Хема, Пуссена, Рейсдаля,
интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. Память о
старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с
произведениями У. Тернера.
Становление художника
1901-04 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий
скульптурой. Сам Матисс считал впоследствии, что в
новой манере он начал работать в 1898. Постепенно он освобождается от
«музейных» впечатлений, палитра его светлеет; появляется техника импрессионистического дробного мазка. Знакомится с
творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством П. Гогена
(его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), П. Сезанна. Первая
персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами
П. Синьяком и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез; художник начинает использовать технику дивизионизма — раздельных точечных мазков.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила
строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной
(характерной для пуантилизма) манерой письма. В дальнейшем красочная точка
заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к
«экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным
ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к
плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Фовизм
В знаменитом парижском
осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ,
и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие
скандальный фурор, положили начало фовизму. В это
время Матисс открывает для себя скульптуру народов
Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской
ксилографией и арабским декоративным искусством. К
1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян
поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в
сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии,
гравюры на дереве, керамика; продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный
преимущественно пером, карандашом и углем. В графике Матисса
арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Зрелое творчество
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция,
Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные
принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В его
мастерской появляются ученики из разных стран.
В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного
дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец,
навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой
вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет
изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно
— «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в
парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса
вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки
образов. В связи с установкой панно Матисс посетил
Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение
древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных
искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и
обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В
зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко),
создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора
на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же),
приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и
ослепляющих лучей солнца.
Между двумя войнами
После Первой мировой
войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920
исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей»
(хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О.
Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он
увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл
«одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити,
работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса
в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть
помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец.
Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами
фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать
технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»),
которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47,
воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй
мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые
малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских
постановок делает эскизы декораций балета «Красное и
черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой,
продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А.
Э. Бурделя. Стиль его живописи
заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее
(«Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
«Капелла четок»
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией
«Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей,
изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу —
керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно,
исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на
детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде
(западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта
последняя работа Матисса, которой он придавал большое
значение, — синтез многих предшествующих его исканий.
Образы и стиль
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и
использовал разнообразные техники. В пластике, как и в
графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа
«Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и
музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений,
разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и
бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается
гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты
и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его
строго продуманные, большей частью уравновешенные
композиции.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний,
сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен
и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от
чувственной красоты внешних форм.