Антон Рафаэль Менгс
Менгс Антон Рафаэль (Mengs, Anton Raphael) (1728–1779),немецкий художник и
теоретик искусства, один из основоположников неоклассицизма. Родился в Ауссиге (ныне город Усти-над-Лабем,
Чехия) 22 марта 1728 в семье живописца И.Менгса.
Учился у отца, вместе с ним отправившись в Рим для изучения памятников
античности и Ренессанса (1741). Вернувшись на родину, жил в Дрездене (в
1745–1746), затем вновь приехал в Рим,обратился
в католицизм и провел в «вечном городе» большую часть своей творческой жизни
(1746–1749, 1754–1761, 1769–1773 и с 1775).В 1749–1754 вновь работал в Дрездене.В 1755 познакомился с И.И.Винкельманом, оказавшим на его эстетические взгляды
решающее влияние. В ранний период выдвинулся прежде всего как мастер
пастельного портрета (Портрет отца,Курфюрст
Август III;обе работы – 1740-е годы, галерея «Старые мастера», Дрезден).
Впоследствии, все чаще обращаясь и к масляной живописи, вошел в число ведущих
портретистов Европы, создавая образы,полные
живого изящества и строгой гармонии (Папа Климент XIII,1758, Национальная пинакотека, Болонья; И.И.Винкельман,
ок. 1761, известен в нескольких вариантах; Карл III Испанский,1761, Прадо, Мадрид; автопортреты разных лет, – эрмитажный,
1770-е годы, и др.). Еще большую славу принесли Менгсу
многочисленные картины на антично-мифологические и христианские темы (Суд
Париса, ок. 1757; Благовещение, Иоанн Креститель,
проповедующий в пустыне, Персей и Андромеда, все три картины – 1774–1777; все –
Эрмитаж, Петербург), а также монументально-декоративные работы (фреска Парнас
на плафоне виллы Альбани в Риме, 1761, – известнейшее
и программное его произведение; росписи Зала папирусов с Аллегорией Истории в Ватиканской библиотеке, 1771–1773; и др.).Считая барокко с
его пылкой эмоциональностью «ложным стилем», культивировал
благородно-сдержанное искусство, сочетающее античные формы с ренессансным колоритом.В 1761–1769 и 1774–1776
работал при дворе КарлаIII в Мадриде,где
исполнил,в частности ряд фресок в Королевском дворце
(1762–1768).Был президентом римской Академии св. Луки (с 1774).Свои взгляды на
искусство изложил в книге Мысли о прекрасном и о вкусе в живописи (1762), где
выдвинул в качестве главной задачи художника собирание частиц идеального в
жизни–с целью воссоздания того «вкуса к совершенству»,которым
обладали древние греки и корифеи Возрождения.
Умер Менгс в Риме 29 июня 1779.