Микеланджело Буонаротти
Микеланджело Буонарроти (или Микеланьоло, как он сам всегда писал свое имя)
- скульптор, живописец, архитектор и поэт, родился 6 марта 1475 г.
в Капрезе
округа Казентино, умер 18 февраля 1564
г. в Риме. Второй сын (из шести) Лодовико
ди
Лионарди Симони,
занимавшего должность подесты в Капрезе
и Когози (родство с
графами Каносса документами не подтверждается). Был отдан отцом в латинскую
школу Франческе да Урбино
во Флоренции, но после знакомства с Франческо Граначчи поступил в апреле 1488 г. в мастерскую Доменико и Давида Гирландайо, где
обучался живописи в течение года. Весной 1489 г. Микеланджело
перешел в школу
при садах Медичи, где руководителем был скульптор Бертольдо, в 1490-1492 гг. был
принят при дворе Медичи. После смерти Лоренцо
Великолепного уехал в Болонью (в
октябре 1494 г.), где
познакомился с творчеством Якопо делла
Кверча и побывал
также в Венеции.
В 1495 г.Микеланджело возвратился во
Флоренцию, а в 1496 г. отправился в Рим с
рекомендательным письмом Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, адресованным
кардиналу-меценату Рафаэлю Риарио. 1501-1505 гг. - снова во Флоренции (годы
работы над "Давидом", "Мадонной", находящейся
теперь в Брюгге, и несохранившимся картоном "Битва при Кашине"). С
марта 1505 г. - в Риме по приглашению папы Юлия II.
Апрель - ноябрь 1506 г. Микеланджело из-за ссоры с папой провел во
Флоренции, примирение состоялось в Болонье в ноябре того же года, где был
получен заказ на несохранившуюся бронзовую статую
папы. В 1508 г. возвратился в Рим, где получил заказ на роспись потолка
Сикстинской капеллы. В 1510-е и 1520-е гг. работал над гробницей Юлия II;
составление проектов фасада флорентийской церкви Сан Лоренцо, архитектурные и
скульптурные работы в Новой сакристии (капелла Медичи) той же церкви,
составление проекта библиотеки Лауренциана во
Флоренции, поездки в Каррару и Пьетросанту
за мрамором для папской гробницы и фасада Сан Лоренцо.
В октябре 1528 г. - начало фортификационных работ во Флоренции. В
апреле
1529 г. Микеланджело назначен начальником всех крепостных работ. Вскоре
он едет
в Феррару для изучения укреплений города
и бежит из Феррары в Венецию с
намерением переселиться во Францию. В сентябре 1529 г.Микеланджело был объявлен Синьорией мятежником, но уже в
конце ноября,получив помилование, возвратился во
Флоренцию и принимал участие в защите города во время его осады. После
капитуляции 12 августа 1530 г. скрывался, был помилован папой в августе того же
года и возвратился в Рим.
К 1530-м гг.относится работа над
"Страшным судом" в Сикстинской капелле и
знакомство и дружба с Томмазо Кавальери
(с 1532 г.) и Витторией Колонна, вдовой
маркиза Пескара (с 1538 г.), которым
посвящены лучшие поэтические сонеты.
В 1540-1560-е гг. в Риме Микеланджело
производились крупные архитектурные работы (строительство собора св. Петра,
создание целостного капитолийского
ансамбля, проектирование церкви Сан Джованни деи
Фьорентини, перестройка древних терм Диоклетиана в
церковь Санта Мариа дельи Анджели, начало постройки городских ворот Порта Пиа). Тогда же были созданы две последние скульптурные
работы Микеланджело ("Пьета" во
Флорентийском соборе и "Пьета Ронданини").
Третий римский период
Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний,
драматический период его
творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения.
Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории
Колонна; идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка,
наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет. В колоссальной (17 х 13,3 м) фреске «Страшный Суд» (1536-41) на алтарной стене
Сикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии,
изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников,
а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах
гибнущую Вселенную. Если в Сикстинском плафоне
источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их
увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают
свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими
гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны;
увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников.
По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался
сбить фреску, но
вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра
было поручено «одеть» святых или
прикрыть набедренными повязками их
наготу (эти записи были частично удалены во
время реставрации, закончившейся в 1993).
Трагическим пафосом проникнуты и последние
живописные работы Микеланджело —
фрески «Распятие апостола Петра» и
«Падение Савла» (1542-50, капелла Паолина,
Ватикан). В целом поздняя
живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма.