Микеланджело Буонаротти

Микеланджело Буонарроти (или Микеланьоло, как он сам всегда писал свое имя)

- скульптор, живописец, архитектор и поэт, родился 6 марта 1475 г. в Капрезе

округа Казентино, умер 18 февраля 1564 г. в Риме. Второй сын (из шести) Лодовико

ди Лионарди Симони, занимавшего должность подесты в Капрезе и Когози (родство с

графами Каносса документами не подтверждается). Был отдан отцом в латинскую

школу Франческе да Урбино во Флоренции, но после знакомства с Франческо Граначчи поступил в апреле 1488 г. в мастерскую Доменико и Давида Гирландайо, где

обучался живописи в течение года. Весной 1489 г. Микеланджело перешел в школу

при садах Медичи, где руководителем был скульптор Бертольдо, в 1490-1492 гг. был

принят при дворе Медичи. После смерти Лоренцо Великолепного уехал в Болонью (в

октябре 1494 г.), где познакомился с творчеством Якопо делла Кверча и побывал

также в Венеции.

В 1495 гикеланджело возвратился во Флоренцию, а в 1496 г. отправился в Рим с

рекомендательным письмом Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, адресованным

кардиналу-меценату Рафаэлю Риарио. 1501-1505 гг. - снова во Флоренции (годы

работы над "Давидом", "Мадонной", находящейся теперь в Брюгге, и несохранившимся картоном "Битва при Кашине"). С марта 1505 г. - в Риме по приглашению папы Юлия II.

Апрель - ноябрь 1506 г. Микеланджело из-за ссоры с папой провел во Флоренции, примирение состоялось в Болонье в ноябре того же года, где был получен заказ на несохранившуюся бронзовую статую папы. В 1508 г. возвратился в Рим, где получил заказ на роспись потолка Сикстинской капеллы. В 1510-е и 1520-е гг. работал над гробницей Юлия II; составление проектов фасада флорентийской церкви Сан Лоренцо, архитектурные и скульптурные работы в Новой сакристии (капелла Медичи) той же церкви, составление проекта библиотеки Лауренциана во Флоренции, поездки в Каррару и Пьетросанту за мрамором для папской гробницы и фасада Сан Лоренцо.

В октябре 1528 г. - начало фортификационных работ во Флоренции. В апреле

1529 г. Микеланджело назначен начальником всех крепостных работ. Вскоре он едет

в Феррару для изучения укреплений города и бежит из Феррары в Венецию с

намерением переселиться во Францию. В сентябре 1529 гикеланджело был объявлен Синьорией мятежником, но уже в конце ноября,получив помилование, возвратился во Флоренцию и принимал участие в защите города во время его осады. После капитуляции 12 августа 1530 г. скрывался, был помилован папой в августе того же года и возвратился в Рим.

К 1530-м ггтносится работа над "Страшным судом" в Сикстинской капелле и

знакомство и дружба с Томмазо Кавальери (с 1532 г.) и Витторией Колонна, вдовой

маркиза Пескара (с 1538 г.), которым посвящены лучшие поэтические сонеты.

В 1540-1560-е гг. в Риме Микеланджело производились крупные архитектурные работы (строительство собора св. Петра, создание целостного капитолийского

ансамбля, проектирование церкви Сан Джованни деи Фьорентини, перестройка древних терм Диоклетиана в церковь Санта Мариа дельи Анджели, начало постройки городских ворот Порта Пиа). Тогда же были созданы две последние скульптурные работы Микеланджело ("Пьета" во Флорентийском соборе и "Пьета Ронданини").

 

Третий римский период

Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний, драматический период его

творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения.

Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна; идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет. В колоссальной (17 х 13,3 м) фреске «Страшный Суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников.

По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску, но

вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или

прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи были частично удалены во

время реставрации, закончившейся в 1993).

Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело —

фрески «Распятие апостола Петра» и «Падение Савла» (1542-50, капелла Паолина,

Ватикан). В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма.

 

                                                      ГАЛЕРЕЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

            

            

           

            

 

 

 

    

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

Hosted by uCoz