Жан Милле
Милле, Жан Франсуа (Millet, Jean Franois) (1814–1875),
французский художник и график. Родился 4 октября 1814 в местечке Грюши близ Гревиля в Нормандии.
Учился у нескольких местных художников в Шербуре, а затем – с 1837 в Париже у
живописца академической школы Поля Делароша. В 1840-е
годы выбор сюжетов картин Милле был продиктован вкусами времени:
Жертвоприношение Пану, Дафнис и Хлоя, Увлекательный
роман, многочисленные этюды обнаженной натуры, такие, как Купальщицы или Спящая
женщина. В 1848 он отказался от подобных тем и всецело посвятил себя реалистическому
изображению жизни крестьян. Картина Веяльщик, выставленная в этом же году, –
первая работа, выполненная в том несколько тяжеловесном стиле, который принес
славу Милле. В 1848 он уехал из Парижа и поселился в Барбизоне,
на окраине леса Фонтенбло, где жил и работал до самой смерти 20 января 1875.
Из картин, созданных в Барбизоне, наиболее
типичны для этого периода творчества мастера Сеятель (1850), Сборщицы колосьев
(1857) и Анжелюс (1859). Полотно Человек с мотыгой
(1863) показывает, каких пределов достиг реализм
Милле: здесь изображен крестьянин, доведенный до полного физического истощения.
Милле не стремился вложить
в свое искусство социальный протест. Он подчеркнул это в письме, посвященном
картине Женщина, несущая воду (1860): его живопись
прежде всего выражает веру в благородство простых людей, в достоинство и
ценность их повседневного физического труда. Стиль Милле
– трезвый реализм, появившийся в середине 19 в. в основном в творчестве
художников Барбизонской школы.