Жоан Миро
Миро (
Miro) Жоан (20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка), испанский художник, один из видных представителей сюрреализма.

Годы учебы и начало творческой деятельности
В
1907-10 учился в Академии художеств Барселоны («Ла Лонха») у пейзажиста М. Ургелла Инглада и у профессора декоративных искусств Х. Паско Мериса. В 1912 возобновил занятия искусством в частной академии Ф. Гали. В 1918 создал со своими друзьями «Группу Курбе», противостоявшую консервативно-почвенническим тенденциям в каталонской культуре. В живописных работах 1913-17, с их радужными переливами цветов, наиболее отчетливо проявились фовистские влияния («Прадес, деревня», 1917, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма).

От «поэтического реализма» к знакописи
В
1918 в творчестве Миро наступает период, получивший название поэтического реализма. В написанных с натуры пейзажах глубокие перспективы наполняются тщательно выписанными подробностями, тонкий рисунок мелких деталей образует ажурные узоры, обеспечивающие сквозной обзор глубины («Огород с ослом», 1918, Стокгольм, Музей современного искусства). В 1921 Миро переехал в Париж. Высшее достижение его «поэтического реализма» — «Ферма» (1921-22, Вашингтон, Национальная галерея), где в формат картины вписан целый космос, необъятность которого — не в бесконечно большом, а в бесконечно малом. Среда обитания человека трактуется как неглубокий слой переднего плана, за которым открывается бездна живой органики, витальных энергий, творящих мириады мельчайших биоформ.

Две последующие картины — «Вспаханное поле» (1923-24, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма) и «Каталонский пейзаж (Охотник)» (1923-24, Нью-Йорк, Музей современного искусства) — свидетельствуют о стремительной эволюции художника от наблюдения реальности к ее условно-знаковому претворению. Органические формы вытесняются геометрическими — конусами, шарами, треугольниками, появляются элементы чертежной графики — прямые и пунктирные линии, обозначающие функциональные связи и траектории движения.

Сюрреализм
В
1924, в год выхода «Манифеста сюрреализма» Миро сближается с А. Бретоном, П. Элюаром, Л. Арагоном и другими участниками сюрреалистической группировки. Его первая сюрреалистическая картина Карнавал Арлекина» (1924-25, Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс), где текучие, невесомые существа произвольно меняют свою форму и положение в пространстве, уподобляясь колышущимся цветным теням или образам сновидений.
Во второй половине 1920-х годов сложился словарь идеограмм Миро. В его составе можно выделить знаки, маркирующие пространство (условная линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений — в нижней), и символы-посредники, или вестники, осуществляющие коммуникацию между двумя сферами: порхающая в воздухе птица, бегущий кролик, лестница, уходящая в небо, органы дистанционного восприятия — глаз и ухо, человеческая фигура со стопами, прилипшими к земле, и головой, спроецированной на фон неба («Персонаж, бросающий камень в птицу», 1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства; «Собака, лающая на луну», 1926, Филадельфия, Музей искусств).
Экспериментальные поиски 1930-х годов
В
1932-36 Миро создал серию картин по эскизам-коллажам. Вырезанные из каталогов изображения технических деталей в живописных композициях превращались в мягко очерченные биоморфные массы, являя парадоксальный изоморфизм механических и органических образований («Композиция», 1933, Берн, Художественный музей; «Живопись», 1933, Прага, Национальная галерея).
Откликом на события Гражданской войны в Испании стали два значительных
произведения: крупномасштабное панно «Жнец» для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже (ныне утрачено) и «Натюрморт со старым башмаком» (1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства), в котором обыденные вещи испускают ирреальное свечение, словно они представлены в мгновение их гибели, растворения в грозовой стихии.

В 1940-41 была создана серия гуашей «Созвездия», ставшая одним из высших достижений в творчестве Миро. Поверхность листа трактуется как экран с двухсторонней проекцией, на котором запечатлеваются отображения и далеких небесных светил, и малых земных организмов. Соединяющие их линии создают впечатление упругой сетки, раскачивающей красочные тела и одновременно удерживающей их около некой точки равновесия.

 

Монументальные работы послевоенных лет
П
о окончании Второй мировой войны художник смог осуществить свою мечту о монументальном искусстве, открытом для широких масс. В 1947 он исполнил крупномасштабное настенное панно для отеля Хилтон в Цинциннати. В 1956 поселился в Пальма-де-Мальорка в доме с большой мастерской. Здесь совместно с керамистом Л. Артигасом им был выполнен заказ на оформление двух ограждений в комплексе ЮНЕСКО в Париже (1956-58). В последующие годы Миро создал ряд монументальных керамических панно, украсивших столовую в Гарвардском университете (1960-61), здание Высшей школы экономических наук в Санкт-Галлене (1964), ограду Фонда Мэг в Сен-Поль-де-Вансе (1968), аэропорт в Барселоне (1970).
Многогранный талант Миро проявился и в других областях — в скульптуре, керамике, сценографии, печатной графике, в поэтическом творчестве. В 1975 в Барселоне был основан Фонд Жоана Миро. В 1992 мастерская художника в Пальма-де-Мальорка была преобразована в музей.

 

                                                           ГАЛЕРЕЯ МИРО

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz