Жоан Миро
Миро (Miro) Жоан (20 апреля 1893,
Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка), испанский художник, один из
видных представителей сюрреализма.
Годы учебы и начало творческой деятельности
В 1907-10 учился в
Академии художеств Барселоны («Ла Лонха»)
у пейзажиста М. Ургелла Инглада
и у профессора декоративных искусств Х. Паско Мериса. В 1912 возобновил занятия искусством в частной
академии Ф. Гали. В 1918 создал со своими друзьями «Группу Курбе»,
противостоявшую консервативно-почвенническим тенденциям в каталонской культуре.
В живописных работах 1913-17, с их радужными переливами цветов, наиболее
отчетливо проявились фовистские влияния («Прадес, деревня», 1917, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма).
От «поэтического реализма» к знакописи
В 1918 в творчестве
Миро наступает период, получивший название поэтического реализма. В написанных
с натуры пейзажах глубокие перспективы наполняются тщательно выписанными
подробностями, тонкий рисунок мелких деталей образует ажурные узоры,
обеспечивающие сквозной обзор глубины («Огород с ослом», 1918, Стокгольм, Музей
современного искусства). В 1921 Миро переехал в Париж. Высшее достижение его
«поэтического реализма» — «Ферма» (1921-22, Вашингтон, Национальная галерея),
где в формат картины вписан целый космос, необъятность которого — не в бесконечно большом, а в бесконечно малом. Среда обитания
человека трактуется как неглубокий слой переднего плана, за которым открывается
бездна живой органики, витальных энергий, творящих мириады мельчайших биоформ.
Две последующие картины — «Вспаханное поле» (1923-24, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма) и «Каталонский пейзаж (Охотник)» (1923-24,
Нью-Йорк, Музей современного искусства) — свидетельствуют о стремительной
эволюции художника от наблюдения реальности к ее условно-знаковому претворению.
Органические формы вытесняются геометрическими — конусами, шарами,
треугольниками, появляются элементы чертежной графики — прямые и пунктирные
линии, обозначающие функциональные связи и траектории движения.
Сюрреализм
В 1924, в год выхода «Манифеста сюрреализма» Миро сближается с А. Бретоном, П. Элюаром, Л. Арагоном и другими участниками
сюрреалистической группировки. Его первая сюрреалистическая картина -«Карнавал Арлекина» (1924-25, Буффало,
Художественная галерея Олбрайт-Нокс), где текучие,
невесомые существа произвольно меняют свою форму и положение в пространстве,
уподобляясь колышущимся цветным теням или образам сновидений.
Во второй половине 1920-х годов сложился словарь идеограмм Миро. В его составе можно выделить знаки, маркирующие пространство
(условная линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или
пучки растений — в нижней), и символы-посредники, или вестники, осуществляющие
коммуникацию между двумя сферами: порхающая в воздухе птица, бегущий кролик,
лестница, уходящая в небо, органы дистанционного восприятия — глаз и ухо,
человеческая фигура со стопами, прилипшими к земле, и головой, спроецированной
на фон неба («Персонаж, бросающий камень в птицу», 1926, Нью-Йорк, Музей
современного искусства; «Собака, лающая на луну», 1926, Филадельфия, Музей
искусств).
Экспериментальные поиски 1930-х годов
В 1932-36 Миро создал серию картин по эскизам-коллажам. Вырезанные из
каталогов изображения технических деталей в живописных композициях превращались
в мягко очерченные биоморфные массы, являя
парадоксальный изоморфизм механических и органических образований
(«Композиция», 1933, Берн, Художественный музей; «Живопись», 1933, Прага,
Национальная галерея).
Откликом на события Гражданской войны в Испании стали два
значительных
произведения: крупномасштабное панно «Жнец» для Испанского павильона на
Всемирной выставке в Париже (ныне утрачено) и «Натюрморт со старым башмаком»
(1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства), в котором обыденные вещи
испускают ирреальное свечение, словно они представлены в мгновение их гибели, растворения
в грозовой стихии.
В 1940-41 была создана серия гуашей «Созвездия», ставшая одним из высших
достижений в творчестве Миро. Поверхность листа трактуется как экран с
двухсторонней проекцией, на котором запечатлеваются отображения и далеких
небесных светил, и малых земных организмов. Соединяющие их линии создают
впечатление упругой сетки, раскачивающей красочные тела и одновременно
удерживающей их около некой точки равновесия.
Монументальные работы
послевоенных лет
По окончании Второй
мировой войны художник смог осуществить свою мечту о монументальном искусстве,
открытом для широких масс. В 1947 он исполнил крупномасштабное настенное панно
для отеля Хилтон в Цинциннати. В 1956 поселился в
Пальма-де-Мальорка в доме с большой мастерской. Здесь совместно с керамистом Л. Артигасом им был
выполнен заказ на оформление двух ограждений в комплексе ЮНЕСКО в Париже
(1956-58). В последующие годы Миро создал ряд монументальных керамических
панно, украсивших столовую в Гарвардском университете (1960-61), здание Высшей
школы экономических наук в Санкт-Галлене (1964),
ограду Фонда Мэг в Сен-Поль-де-Вансе
(1968), аэропорт в Барселоне (1970).
Многогранный талант Миро проявился и в других областях — в скульптуре,
керамике, сценографии, печатной графике, в поэтическом творчестве. В 1975 в
Барселоне был основан Фонд Жоана Миро. В 1992
мастерская художника в Пальма-де-Мальорка была преобразована в музей.