Амадео Модильяни
Модильяни (Modigliani) Амедео (24 апреля
1884, Ливорно — 12 июля 1920, Милан), итальянский живописец, скульптор.
Занятия в школе живописи. Ранние произведения
Родился в старинном
портовом городе в семье итальянских евреев. Получил хорошее образование в
гимназии, одновременно посещал занятия в школе живописи Габриэле Микели,
ученика известного художника Джованни Фаттори. В 1902-03 имел возможность
непосредственно посещать Свободную школу рисования с обнаженной натуры при
Академии художеств Флоренции, где преподавал Фаттори, воспитавший
в нем убежденность в высоком духовном предназначении искусства. Ранние пейзажи
(«Дорога в Сальвиано») и портреты («Сидящий мальчик», все — Художественная
галерея, Ливорно) ливорнского и флорентийского периодов, а также работы,
созданные во время путешествия в Венецию в 1903, исполнены в манере мастеров
тосканской школы маккьяйоли, к которой принадлежал Фаттори, и отмечены
интересом к разработке проблемы цвета на пленэре.
Годы в Париже
Мечтая всегда жить в
Италии, Модильяни, однако, в 1906 перебирается в Париж. «Живопись очевидно
сильнее моих желаний, она требует, чтобы я жил в Париже, атмосфера Парижа меня
вдохновляет. В Париже я несчастлив, но что уж верно — работать я могу только
здесь», — писал он. В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались
писатели и художники, Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он,
проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души»,
как назвал творческие поиски Модильяни тех лет его друг, поэт Жан Кокто. Если
первые произведения парижского периода исполнены в манере, близкой графике
Тулуз-Лотрека, то уже в 1907 художник открыл для себя живопись Сезанна,
познакомился с Пабло Пикассо и некоторое время находился под влиянием этих
мастеров, о чем свидетельствуют работы 1908-09 (»Еврейка», 1908,
«Виолончелист», 1909, — обе в частном собрании, Париж).
Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло
также его увлечение африканской скульптурой, ее грубовато-простыми, но
выразительными формами и чистой линией силуэта; вместе с тем искусство родной
Италии и прежде всего рисунок Боттичелли, живопись
сиенского Треченто и виртуозно сложная
графика маньеристов — источники вдохновения мастера.
Портреты Модильяни
Наиболее полно
раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. «Человек — вот, что меня
интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы. Для меня это
неисчерпаемый источник», — пишет он. Никогда не делая портретов на заказ,
художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал, он
словно воссоздавал свой собственный образ модели. В остро
выразительных портретах Диего Риверы (1914, Музей искусств, Сан-Паулу), Пабло
Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание,
Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917,
Национальная галерея, Вашингтон) точно найдены детали, жест, линия силуэта,
цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа — всегда тонко уловленное
характерное «состояние души».
В портрете А. Зборовского (1918, Музей искусств, Сан-Пауло) подчеркнуто
поэтическое начало, присущее этому человеку романтического склада,
поклонявшегося таланту Модильяни и бескорыстно занимавшегося продажей его
картин. В образах утонченной Л. Чековской (1919, частное собрание, Милан),
эксцентричной Б. Хэстингс (1918, частное собрание, Нью-Йорк), мечтательной Ж.
Эбютерн (1919, частное собрание, Лос-Анджелес) звучит тема человеческой
красоты, трепетной одухотворенности, любви.
Портреты Модильяни полны особой, то угловатой, то плавной грации, выразительны
и острохарактерны — при полной своей бездейственности и отсутствии мимики.
Столь же портретны ню Модильяни («Лежащая ню с бусами», 1917, Музей С.
Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Ню сидящая», 1912, Институт Курто, Лондон). В них, как
и в карандашных рисунках художника или в исполненных в технике пастели и
акварели «Кариатидах» («Кариатида», 1909, Национальный Музей современного
искусства, Париж), можно почувствовать руку скульптора. Как скульптор Модильяни
сформировался под воздействием К. Брынкуши, тяготея к упрощенным формам и
удлиненным пропорциям (т. н. «головы» из дерева, песчаника, мрамора). При жизни
Модильяни имел всего лишь одну выставку в декабре 1917 года и скончался в
возрасте тридцати шести лет в парижской клинике Шарите,
отверженный, на пороге своего признания.