Клод Моне
Моне (Monet) Клод (14 февраля 1840, Париж, — 6 декабря 1926, Живерни,
Нормандия), французский живописец.
Художественное образование получил в Париже (с 1859), занимался в студии Сюиса, некоторое время посещал мастерскую художника
академической ориентации Ш. Глейра. В Салоне
внимательно присматривался к полотнам К. Коро, Т.
Руссо, Ш. Добиньи. Важное значение
имело знакомство с молодыми живописцами, ищущими новых путей в искусстве: Базилем, Писсарро, Дега,
Сезанном, Ренуаром, Сислеем. В их кругу зародилось
ядро нового живописного направления, получившего впоследствии название
«импрессионизм» от названия картины Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872,
Музей Мармоттан, Париж; франц. impression — впечатление), которая
экспонировалась в ателье фотографа Надара в 1874, на
первой выставке импрессионистов.
Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую
сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания
природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно
меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от
соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески — рефлексы.
Чтобы воссоздать жизнь в ее непрестанных изменениях, художник работает под
открытым небом, делая на пленэре не только этюды, но и завершая картины. В
картине «Дамы в саду» (около 1865, Эрмитаж, Санкт-Петербург), залитой сияющим
светом, белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветие
природы — здесь и голубые блики, и зеленоватые, охристые, розоватые; столь же
тонко разработан зеленый цвет листвы, травы.
Моне начинает работать рельефным мазком, передающим трепет листвы, мерцание
солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков: «Скалы в Этрета» (1886, Музей изобразительных искусств, Москва);
«Луга в Живерни» (1888), «Поле маков» (1880-е, оба —
Эрмитаж, Санкт-Петербург). Композицию художник сознательно строит таким
образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента
из потока жизни («Бульвар Капуцинок», 1873, Музей изобразительных искусств,
Москва). Моне создает серии, запечатлевая один и тот же мотив, в разное время
дня: «Руанский собор в полдень» (1894); «Руанский собор вечером» (1894, оба Музей изобразительных
искусств, Москва); контуры предметов, объемы начинают растворяться в световоздушной среде. Добиваясь чистоты и звучности цвета,
Моне избегает смешивать краски на палитре; чтобы передать нужный ему тон
зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они
сливаются, «смешиваются» в глазу зрителя, и листья кажутся зелеными и словно
трепещущими на ветру («Стог сена», около 1886, Музей изобразительных искусств,
Москва).
Все эти новшества вызывали неприятие публики и критики. Картины импрессионистов
не принимались в Салон, покупались за бесценок или не покупались вовсе. Моне
жил долгое время в такой нужде, что не было денег ни на хлеб, ни на краски, и
он подчас не мог закончить начатый холст.
Свои последние работы — 14 больших декоративных панно «Нимфеи» («Водяные
лилии», или «Кувшинки»), над которыми Моне работал
начиная с 1918, — он завещал в дар государству: пейзажи с мерцающими водами,
лилиями, серебристыми ивами и их зыбкими отражениями заполняют пространство
двух овальных залов «Оранжереи» Лувра (Париж).