Мурильо
Бартоломе Эстебан
Мурильо (1617 - 1682).
Именем этого выдающегося живописца заканчивается расцвет испанского
искусства.
Художник мягкого лирического склада, очень щедро одаренный, не знавший
трудностей ни в одном жанре живописи, он рано приобрел широкую
известность не только в Испании, но и за ее пределами .В
XIX веке его часто
ставили выше всех других живописцев, однако в XX веке его имя стало все менее и менее привлекать к себе внимание. В
результате, творчество мастера оказалось изученным гораздо меньше, чем оно того
заслуживает. Литература о нем скупа.
Мурильо родился и вырос в
Севилье . Он сменил Сурбарана на должности главного
художника города . Большинство его произведений написано на сюжеты священной
истории , по заказам церквей и религиозных братств . Но уже в ранний период
творчества Мурильо проявляет большой интерес к
бытовым темам. Также мастер любил писать детей . Почти
все созданные им жанровые произведения - изображения маленьких бродяг ,
разносчиков , попрошаек .
Испытав в юности влияние Сурбарана, Мурильо
занимался религиозной живописью
("Мадонна Сантьяго",
Нью-Йорк, музей Метрополитен; "Непорочное зачатие",
Мадрид, Прадо), писал портреты
(Портрет А. де Андраде, Метрополитен) и сцены из
жизни бедняков, но славу принесли ему полотна на сюжеты из жизни Богоматери и
многочисленные изображения детей ("Отдых на пути в Египет",
С.-Петербург, Эрмитаж; "Мальчики с фруктами", Мюнхен, Старая
Пинакотека).
Художественная критика 20 в., обвинявшая Мурильо
в сентиментальности, скорее могла бы адресовать этот упрек его ученикам, так
как сам мастер всегда оставался внимательным и точным реалистом, искренним и
заинтересованным наблюдателем жизни простых людей и общества в целом. Введение
в композицию дополнительных мотивов и деталей никогда не разрушало единства
формы в его произведениях.
Склонность Мурильо к отображению реальности
определила характер его работ на сюжеты священной истории .
Во всех картинах обнаруживает себя художник ,
черпающий вдохновение в окружающем ,
увлекательный рассказчик , который
переносит в религиозные произведения наблюдения, почерпнутые в
действительности.
Во времена Мурильо героические идеалы в Испании
были уже утрачены , их
вытеснили интимные переживания . Мурильо также всегда привлекали сцены на
открытом воздухе . Он был отличным пейзажистом,
хотя этот жанр не выделился в его творчестве в самостоятельный .
Одна из центральных тем в искусстве художника - "Мадонна непорочного
зачатия".
Легенда о непорочном зачатии Богоматери распространилась в XVI веке , она
пользовалась большой популярностью в Испании .
Существовал определенный канон согласно которому мадонна должна была
изображаться в виде девочки , стоящей на полумесяце , озаренной солнцем ,
увенчанной сиянием двенадцати звезд , в голубом плаще и белом платье ,
символизирующем ее чистоту . Мурильо создал свой тип
мадонны . Это прелестная девушка , юная , целомудренная , с тонкими чертами
лица и огромными задумчивыми глазами . Ее невесомая фигурка парит в небе ,
поддерживаемая ангелами . Художник воплощает в образе
пречистой девы идеал женской красоты , для которого характерны не строгость и
возвышенность , как это было , например , у Веласкеса , а миловидность и
изящество .
Центральными работами позднего творчества Мурильо
являются картины , написанные для госпиталя Каридад в Севилье .
Самые большие коллекции картин Мурильо хранятся
в Прадо в Мадриде и в Музее
изящных искусств в Севилье.