Михаил Нестеров
Нестеров Михаил Васильевич (Mikhail Nesterov,1862–1942),
русский художник. Родился в Уфе 19 (31) мая 1862. Получил высшее
художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества, где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников,
а также в Академии художеств (1881–1884). Жил преимущественно в Москве, а в
1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и
Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево,
Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Если ранние его исторические картины еще
по-передвижнически бытописательны
("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1886, Третьяковская
галерея), то позднее, он усиливает в своих образах фольклорные черты ("За
приворотным зельем", 1888, Саратовский художественный музей), атмосферу
религиозной легенды ("Пустынник", 1888–1889, Третьяковская
галерея). Знаменитое
" Видение отроку Варфоломею" (будущему Сергию Радонежскому;
1889–1890, Третьяковская галерея), – картина, где чувством чудесного проникнуты
и фигуры, и среднерусский пейзаж. Нестеров активно работал и в сфере
религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского
собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови
в Петербурге, росписи храма
Александра Невского в Абастумани, Покровского храма Марфо-Мариинской
обители в Москве.
("Богоматерь с младенцем" 1890г."Видение
отроку Варфоломею" 1889-1890гг. "Девушка у пруда"
(Н.М.Нестерова). 1923г."За приворотным
зельем" 1888г.).
Здесь закрепляется традиция
«церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким
лиризмом. По-своему монументально-лиричны портреты
художника; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких
людей (О.М.Нестерова, или т.н. "Амазонка" (дочь художника), 1906;
П.А.Флоренский и С.Н.Булгаков, или "Философы", 1917). В больших,
«соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого
духовного обновления ("Великий постриг", 1897; "Святая
Русь", 1901–1906). Самое большое полотно мастера - "На
Руси" ("Душа
народа", 1916) - включает в толпу «очарованных странников» фигуры
Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную,
порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям "Молчание", 1903).
"Наташа Нестерова на садовой
скамейке" 1914г. "Два лада"1905г. "Пустынник"
1888-1889гг. "Под
благовест" 1895г. "В Уфе" 1884г. "Портрет Е.П.
Нестеровой" 1906г. "Пруд. Около хутора Княгинино"
1906г. "Святая Варвара" 1894г."Река
Белая" 1891г. "Старый да малый" 1887г.
Не приняв революции, Нестеров
уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты
(где мастер варьирует прежние
мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а
единственная
его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый,
«спецпропускной»
характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах;
он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. (портреты художников П.Д. и А.Д.Кориных (1930), академика И.П.Павлов (1935),
скульпторов И.Д.Шадр (1934) и В.И.Мухиной (1940; все работы – в
Третьяковской галерее) и др. Умер Нестеров в Москве 18 октября 1942.