Михаил Нестеров

Нестеров Михаил Васильевич (Mikhail Nesterov,1862–1942), русский художник. Родился в Уфе 19 (31) мая 1862. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884). Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически бытописательны ("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1886, Третьяковская галерея), то позднее, он усиливает в своих образах фольклорные черты ("За приворотным зельем", 1888, Саратовский художественный музей), атмосферу религиозной легенды ("Пустынник", 1888–1889, Третьяковская галерея).  Знаменитое " Видение отроку Варфоломею" (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея), – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж. Нестеров активно работал и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма

Александра Невского в Абастумани, Покровского храма Марфо-Мариинской

обители в Москве. ("Богоматерь с младенцем" 1890г."Видение отроку Варфоломею" 1889-1890гг. "Девушка у пруда" (Н.М.Нестерова). 1923г."За приворотным зельем" 1888г.).

Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом. По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких людей (О.М.Нестерова, или т.н. "Амазонка" (дочь художника), 1906; П.А.Флоренский и С.Н.Булгаков, или "Философы", 1917). В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления ("Великий постриг", 1897; "Святая Русь", 1901–1906). Самое большое полотно мастера -  "На

Руси" ("Душа народа", 1916) - включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям "Молчание", 1903).

"Наташа Нестерова на садовой скамейке" 1914г. "Два лада"1905г. "Пустынник"

1888-1889гг. "Под благовест" 1895г. "В Уфе" 1884г. "Портрет Е.П. Нестеровой" 1906г. "Пруд. Около хутора Княгинино" 1906г. "Святая Варвара" 1894г."Река Белая" 1891г. "Старый да малый" 1887г.

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты

(где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а

единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый,

«спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. (портреты художников П.Д. и А.Д.Кориных (1930), академика И.П.Павлов (1935), скульпторов И.Д.Шадр (1934) и  В.И.Мухиной (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и др. Умер Нестеров в Москве 18 октября 1942. 

     

                                                      ГАЛЕРЕЯ НЕСТЕРОВА

 

 

Hosted by uCoz