Николай Рерих
Рерих Николай Константинович [27 сентября (9 октября)
1874, Петербург — 13 декабря 1947, Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, театральный
художник, археолог, путешественник, писатель, философ-мистик. Один из самых
ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна, человек-легенда.
Начало пути
В исторических
картинах молодого мастера [«Гонец» («Восста род на
род»), 1897; «Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; все —
Третьяковская галерея] палитра со временем становится все ярче, эпизоды
минувшего претворяются в подобия символических откровений о судьбах мировых
культур, являющих свои общие архаические корни. Историческое развитие все чаще
предстает как цепь вселенских катаклизмов («Небесный бой», 1912, Русский музей,
— где грозная игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле),
средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея; «Три
радости», 1916, Русский музей).
Свои феерические красочные видения художник плодотворно
воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: «Пер Гюнт»
Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), «Тристан и Изольда» Р.
Вагнера (1912, неосуществленная постановка), «Весна священная» И. Ф.
Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), «Князь Игорь» А. П.
Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В этот период Рерих также
активно работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых
ярких представителей «церковного модерна», обновляющего традиционную византийскую
иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные работы — росписи церкви
св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с композицией «Царица Небесная на
берегу Реки Жизни», где мастер соединил христианскую и древнеязыческую
природную символику), а также панно «Сеча при Керженце»
и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве (1915-16) не сохранились.
Литературное творчество
На смену ранним археологическим научным публикациям и
художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное
творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений
(1914) и сборнике стихов «Цветы Мории» (1921). Он
создает свои (по выражению М. Горького) «письмена» об исторических судьбах
Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам
— к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической
проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.
Трансгималайская экспедиция
После Октябрьской революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и
противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает
революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с
Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу — и
стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за рубежом,
главным образом в США. С 1923 начинает из Сиккима
свою знаменитую Трансгималайскую экспедицию с целью
исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней
Азии. Постоянно находясь на скрещении геополитических интересов различных
государств, Рерих в процессе экспедиции закрепляет свой все более значительный
международный авторитет — в роли своего рода мирового посредника. В 1925 он
через Синцзян приезжает в Москву и передает советским
руководителям «послание махатм», духовных учителей
Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России. В
1926-28 через Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким.
Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий — как гуманитарных,
так и естественнонаучных — Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских
исследований (или Институт Урусвати — от
санскритского слова, означающего «утренняя заря») в долине Кулу
(Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом
путешествий по Внутренней Азии стали книги «Алтай-Гималаи»
(1927), «Сердце Азии» (1929) и «Шамбала» (1930).
Классический художественный стиль Рериха
Но гораздо более
известны живописно-художественные итоги этих лет. В конце 1910-20-х гг.
закрепляется классический стиль Рериха-художника. Обладая фантастическим
трудолюбием, он (работая теперь почти исключительно темперой) пишет сразу
несколько картин, которые слагаются в единые циклы, «подчиненные одной
сущности», «спаянные в незыблемом соответствии красок и формы» как «ожерелья из
самоцветов» (по его собственным словам из притчи «Пламя», 1918). Сквозь
сильные, яркие по цвету, как бы «космические» образы величественной природы, древних
монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов
и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы — Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всесовершенного мирового порядка или Гэсэра,
воина-освободителя из монгольского эпоса. Горные вершины воспринимаются как
монументальная граница Шамбалы, мистического царства справедливости с
царями-жрецами. Лишь одним из многих примеров может служить цикл «Майтрейя», который Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский
художественный музей).
Все больше сил Рерих — вместе с женой, Е. И. Шапошниковой, создавшей в
1920-30-е гг. учение Агни-Йоги («Огненной йоги»), — отдает теософии, понимаемой
не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей
Рериха во многих странах мира увлекает провозглашенная им просветительская
миссия охраны памятников истории от разрушительного натиска современной
цивилизации. Свои философские проповеди он издает в книгах «Держава Света»
(1931) и «Твердыня пламенная» (1933), а мистическое кредо живописно выражает в
картинах «Матерь Мира» (1924) и «Мадонна Орифламма» («Владычица Знамени Мира»,
1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи «Мира
через Культуру» воплощаются в специальном Пакте его имени, который лег в основу
международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного
конфликта, заключенной в Гааге в 1954.
Продолжая активно работать как живописец, Рерих в
поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков —
«Листы дневника» (1934-35) и «Моя жизнь» (1936-47). Поддерживая дружеские связи
с выдающимися деятелями индийской культуры — в т. ч. с
Р. Тагором и Дж. Неру — он вносит большой вклад в
развитие русско-индийских отношений.
Среди верных соратников мастера были его жена Е. И. Шапошникова, а также
сыновья, востоковед Ю. Н. Рерих и художник С. Н. Рерих. Музей Рериха был открыт
в 1924 в Нью-Йорке. В Москве (с 1992) существует Международный Центр Рерихов.
Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан.