Василий Перов
Перов, Василий Григорьевич
(1833/1834–1882), русский художник. Родился в
Тобольске
21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконным сыном местного
прокурора, барона Г.К.Криденера, фамилию же «Перов»
дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок.
Учился в Арзамасской
школе живописи (1846–1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества
(1853–1861), где одним из его наставников был С.К.Зарянко.
Испытал особое влияние П.А.Федотова, мастера журнальной сатирической графики, а
из зарубежных мастеров – У.Хогарта и жанристов дюссельдорфской
школы. Жил в Москве. Был одним из членов-учредителей «Товарищества
передвижников» (1870).
Ранние
произведения художника сатирически-нравоучительны, представляя собой живописные,
тщательно выписанные карикатуры, в том числе на духовенство (Проповедь в селе,
Сельский крестный ход на Пасхе, обе работы – 1861; Чаепитие в Мытищах, 1862).
Большое значение для становления его зрелой манеры имели парижские произведения (он побывал в Париже в 1862–1864-х годах как
«пенсионер» Академии художеств), в том числе эскиз Парижское гулянье.
Внутренность балагана во время представления (1863).
Любовь к
своего рода «физиологическому очерку» в красках
сохраняется у него и позже, но ирония сменяется трагическими интонациями,
колорит утрачивает прежнюю пестроту. Такие картины, как Проводы покойника
(1865) и Тройка. Ученики-мастеровые везут воду (1866), впечатляют силой
образного обобщения; частные эпизоды жизни сельской и городской бедноты
превращаются в них в символические, общечеловеческие драмы, близкие «бедняцким»
темам Ф.М.Достоевского. Драматизм образов и талант обобщения достигают
предельной остроты в Утопленнице и особенно в
Последнем кабаке у заставы (обе картины – 1868), где город представлен как
подобие тусклого, тревожно мерцающего земного ада, безжалостного к своим
жертвам. Задушевная жанровая романтика переходит в символизм, пронизанный
скорбным чувством бренности.
Обобщенно-символичны
и лучшие портреты работы мастера (А.Н.Островский, 1871; В.И.Даль, А.Н.Майков,
М.П.Погодин, все портреты – 1872), достигающие беспрецедентной для русской
живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф.М.Достоевского (1872) по
праву считается лучшим в иконографии великого писателя.
Популярные жанровые картины
1870-х годов, напротив, проникнуты добродушным
юмором (Птицеловы, 1870; Охотники
на привале, 1871; Рыболов, 1871; Голубятник, 1874). Трактуя о делах и днях
«маленьких людей», художник поэтически воспевает эти мирки увлечений и грез, но
в то же время подчеркивает их иллюзорность (контраст горячей болтовни
«охотников» и мрачного осеннего поля, покрытого первой порошей). Опыты исторического жанра (Никита Пустосвят. Спор о вере, 1880–1881) не принадлежат к числу шедевров Перова.
Поздняя религиозная живопись (Христос в Гефсиманском саду, 1878) и театральные
фантазии мастера (цикл эскизов Снегурочка, 1870-е годы) свидетельствует о
близости к модерну.
В последние десятилетия жизни
художник обнаруживает незаурядный талант
писателя-очеркиста (рассказы
Тетушка Марья, 1875; Под крестом, 1881; и другие; последнее издание – Рассказы
художника, М., 1960).
В 1871–1882 Перов преподавал в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были
Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин.
Умер Перов в селе Кузьминки (в те
годы – под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882.