Перуджино, Пьетро
Перуджино - прозвище Пьетро Ваннуччи Perugino Pietro Vannucci (ок. 1448 Читта делла Пьеве
- 1523 Фонтиньяно) - итальянский художник.
В 1472 Перуджино вступил в цех св. Луки
во Флоренции. В его ранних произведениях ("Мадонна" Париж,музей Жакмар-Андре;
Берлин, Далем музей; Лондон,Нац.гал.) заметно влияние
резких четких контуров и светотени Андреа Верроккьо.
В мастерской Верроккьо вместе с другими художниками (одним из учеников был
Леонардо) юный Перуджино работает над созданием
"Распятия со св. Иеронимом и св. Антонием"
для ц. Санта-Мария в Арджано,
а также исполняет "Рождество Иоанна Крестителя" (Ливерпуль,Художественная
гал.Уокера) очевидно для пределлы алтаря "Мадонна ди Пьяцца", написанного Верроккьо для собора в Пистойе (после 1474). Однако в отличие от Верроккьо и его
флорентийских учеников Перуджино проявляет больший
интерес к чистым формам и рассеянному свету, восходящему к Пьеро делла Франческа. Воздействие светоносности
и фантазии произведений Доменико Венециано
и Пьеро (которые оба работали в Перудже) особенно
заметно в сценах из жизни св. Бернардина (1473 Перуджа,Нац.гал.Умбрии),
исполненных вероятно по рисункам Перуджино.
Поиск классического ритма - неизменная цель Перуджино
- проявляется уже в
фреске "Св. Себастьян с двумя
святыми" (1478 ц. Санта-Мария в Черквето), но лучше всего - в
фреске "Передача ключей апостолу Петру" (1481-1482 Ватикан
Сикстинская капелла). Вместе с тем здесь художник уже отходит от влияния Пьеро делла Франческа, создавая фризовую многоплановую композицию.
Если
геометризированные фигуры Пьеро окружены глубоким пространством,
то у
Перуджино они отчетливо
выделяются на фоне далекого пейзажа.
Фрески Сикстинской капеллы "Нахождение Моисея" и
"Крещение Христа" он создал в соавторстве с Пинтуриккио;
влияние сложных и живописных пейзажей
Пинтуриккио проявляется
также в Св.Иерониме (Вашингтон,Нац.гал.).
Кроме того тщательно выписанный пейзаж в
прекрасном "Галицинском триптихе"
("Распятие со св. Иеронимом и
Марией Магдалиной" там же) апеллирует к
нидерландской живописи, что можно объяснить вероятно доставкой во
Флоренцию около 1483 знаменитого триптиха Гуго ван дер
Гуса заказанного семейством Портинари. В "Полиптихе Альбани"
("Рождество со святыми" 1491 Рим,собрание
Торлониа) усиливается ритмическая взаимосвязь между
двумя четко различимыми симметричными и центрированными частями композиции,
персонажами и
архитектурным декором.
Этот прием,часто
используемый художником в последующие пять лет, когда он
живет и работает преимущественно во Флоренции, появляется в таких его
произведениях как "Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и
св.Себастьяном"
(1493 Флоренция Уффици), Явление Мадонны св. Бернару (Мюнхен,Старая пинакотека), Пьета (Флоренция,Уффици). В
большой фреске "Распятие" (1493-1496 Флоренция, ц.Санта-Мария Малдалена леи Пацци) Перуджино придает
пространству глубину с помощью простого
ритмизированного пейзажа широкого, исключающего всякий перспективный
архитектурный декор.Это приводит к незамысловатому
расположению персонажей, иногда размещенных вдоль наклонных по отношению к
первому плану линий. В этом Р. Лонги видит влияние майоликовых алтарных картин Андреа делла Роббиа
("Мадонна со святыми" Болонья,Нац.пинакотека;
"Вознесение" центральная часть полиптиха из
ц.Сан-Пьетро в Перудже (ныне Лион,Музей изящных
искусств), пределла - Руан,Музей
изящных искусств; фрески в Колледже дель Камбио в Перудже, законченные в 1500; Успение Марии из монастыря Валломброза 1500, ныне - Флоренция,гал.
Академии).
В последние годы XV в. в мастерскую Перуджино поступает молодой Рафаэль. Они
вместе работают над пределлой алтаря из ц.Санта Мария Нуова
в Фано. Под влиянием Рафаэля Перуджино
от несколько тусклых форм предшествующих лет переходит к более легким и сияющим
(два "Пророка" из полиптиха ц.Сан-Пьетро ныне - Нант,Музей изящных искусств; "Пьета"
Уильямстаун,Художественный институт Кларка; медальоны
на своде Колледже дель Камбио).
На протяжении 20 лет искусство Перуджино
сохранит свою элегантность, но
вдохновение и изобретательность художника начинают постепенно
иссякать, о чем свидетельствуют такие картины как Поклонение волхвов (1504 Читта делла Пьеве
ораторий Санта-Мария деи Бьянки);
"Триумф Целомудрия" для студиолы Изабеллы д'Эсте (1505 Париж, Лувр); створки полиптиха
из ц. Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, начатого Филиппино Липпи (1504-1507 Снятие
с креста Флоренция гал. Академии;
"Успение Марии" Флоренция ц. Сантиссима-Аннунциата; "Святые" Альтенбург музей и
частное собрание); медальоны на своде Станци дель Инчендио в Ватикане (до
1507); фреска "Рождество" (Монтефалько ц. Сан-франческо); фрески в ц. Санта-Мария деле Лакриме в Треви
(1521).
В первые годы XVI в. историческая функция искусства Перуджино сходит на нет.
Однако в конце кватроченто оно играло важную роль, способствуя
распространению
вкуса к классическому искусству в Умбрии
(Рафаэль), Тоскане (Фра Бартоломео)
и
Северной Италии (Франча Коста). Но сам Перуджино не
последовал по тому пути,
рождению которого так
способствовали его поиски широты и монументальности.
Среди других значительных
произведений художника следует отметить тондо
"Мадонна с ангелами и святыми" (Париж Лувр),"Аполлон и Марсий" (там
же),
"Св. Себастьян" (там же и
Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) "Оплакивание Христа" (1495 Флоренция Палаццо Питти), "Мария Магдалина" (там же), триптих из Павийской Чертозы (Лондон,Нац. гал.),
"Мадонна с младенцем" (Москва, Музей изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина),Воскресение (Ватикан, пинакотека),
"Обручение Марии" (Кан, Музей изящных
искусств) и множество замечательных портретов - Франческо
делле Опере (1494 Флоренция Уффици), дон Бьяджо Миланези и дон Бальдассаре ди Антонио ди Анджело (там же) и Портрет
молодого человека (между 1495-1500 Санкт-Петербург, Гос.
Эрмитаж).
У Перуджино было много учеников и
подражателей, среди которых можно назвать Тиберио из Ассизи Джанникола ди Паоло Эусебио
ди Сан Джордже и Спанья.