Перуджино, Пьетро                                                                

Перуджино - прозвище Пьетро Ваннуччи Perugino Pietro Vannucci (ок. 1448 Читта делла Пьеве - 1523 Фонтиньяно) - итальянский художник.

В 1472 Перуджино вступил в цех св. Луки во Флоренции. В его ранних произведениях ("Мадонна" Парижузей Жакмар-Андре; Берлин, Далем музей; Лондон,Нац.гал.) заметно влияние резких четких контуров и светотени Андреа Верроккьо. В мастерской Верроккьо вместе с другими художниками (одним из учеников был Леонардо) юный Перуджино работает над созданием "Распятия со св. Иеронимом и св. Антонием" для ц. Санта-Мария в Арджано, а также исполняет "Рождество Иоанна Крестителя" (Ливерпуль,Художественная галокера) очевидно для пределлы алтаря "Мадонна ди Пьяцца", написанного Верроккьо для собора в Пистойе (после 1474). Однако в отличие от Верроккьо и его флорентийских учеников Перуджино проявляет больший интерес к чистым формам и рассеянному свету, восходящему к Пьеро делла Франческа. Воздействие светоносности и фантазии произведений Доменико Венециано и Пьеро (которые оба работали в Перудже) особенно заметно в сценах из жизни св. Бернардина (1473 Перуджа,Нац.галмбрии), исполненных вероятно по рисункам Перуджино.

Поиск классического ритма - неизменная цель Перуджино - проявляется уже в

фреске "Св. Себастьян с двумя святыми" (1478 ц. Санта-Мария в Черквето), но лучше всего - в фреске "Передача ключей апостолу Петру" (1481-1482 Ватикан Сикстинская капелла). Вместе с тем здесь художник уже отходит от влияния Пьеро делла Франческа, создавая фризовую многоплановую композицию. Если

геометризированные фигуры Пьеро окружены глубоким пространством, то у

Перуджино они отчетливо выделяются на фоне далекого пейзажа.

Фрески Сикстинской капеллы "Нахождение Моисея" и "Крещение Христа" он создал в соавторстве с Пинтуриккио; влияние сложных и живописных пейзажей

Пинтуриккио проявляется также в Сверониме (Вашингтон,Нац.гал.).

Кроме того тщательно выписанный пейзаж в прекрасном "Галицинском триптихе"

("Распятие со св. Иеронимом и Марией Магдалиной" там же) апеллирует к

нидерландской живописи, что можно объяснить вероятно доставкой во Флоренцию около 1483 знаменитого триптиха Гуго ван дер Гуса заказанного семейством Портинари. В "Полиптихе Альбани" ("Рождество со святыми" 1491 Римобрание Торлониа) усиливается ритмическая взаимосвязь между двумя четко различимыми симметричными и центрированными частями композиции, персонажами и

архитектурным декором.

Этот приемасто используемый художником в последующие пять лет, когда он

живет и работает преимущественно во Флоренции, появляется в таких его

произведениях как "Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и свебастьяном"

(1493 Флоренция Уффици), Явление Мадонны св. Бернару (Мюнхентарая пинакотека), Пьета (Флоренция,Уффици). В большой фреске "Распятие" (1493-1496 Флоренция, цанта-Мария Малдалена леи Пацци) Перуджино придает пространству глубину с помощью простого  ритмизированного пейзажа широкого, исключающего всякий перспективный архитектурный декор.Это приводит к незамысловатому расположению персонажей, иногда размещенных вдоль наклонных по отношению к первому плану линий. В этом Р. Лонги видит влияние майоликовых алтарных картин Андреа делла Роббиа ("Мадонна со святыми" Болонья,Нац.пинакотека; "Вознесение" центральная часть полиптиха из цан-Пьетро в Перудже (ныне Лион,Музей изящных искусств), пределла - Руан,Музей изящных искусств; фрески в Колледже дель Камбио в Перудже, законченные в 1500; Успение Марии из монастыря Валломброза 1500, ныне - Флоренция,гал. Академии).

В последние годы XV в. в мастерскую Перуджино поступает молодой Рафаэль. Они

вместе работают над пределлой алтаря из цанта Мария Нуова в Фано. Под влиянием Рафаэля Перуджино от несколько тусклых форм предшествующих лет переходит к более легким и сияющим (два "Пророка" из полиптиха цан-Пьетро ныне - Нант,Музей изящных искусств; "Пьета" Уильямстаун,Художественный институт Кларка; медальоны на своде Колледже дель Камбио).

На протяжении 20 лет искусство Перуджино сохранит свою элегантность, но

вдохновение и изобретательность художника начинают постепенно иссякать, о чем свидетельствуют такие картины как Поклонение волхвов (1504 Читта делла Пьеве ораторий Санта-Мария деи Бьянки); "Триумф Целомудрия" для студиолы Изабеллы д'Эсте (1505 Париж, Лувр); створки полиптиха из ц. Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, начатого  Филиппино Липпи (1504-1507 Снятие с креста Флоренция гал. Академии; "Успение Марии" Флоренция ц. Сантиссима-Аннунциата; "Святые" Альтенбург  музей и частное собрание); медальоны на своде Станци дель Инчендио в Ватикане (до 1507); фреска "Рождество" (Монтефалько ц. Сан-франческо); фрески в ц. Санта-Мария деле Лакриме в Треви (1521).

В первые годы XVI в. историческая функция искусства Перуджино сходит на нет.

Однако в конце кватроченто оно играло важную роль, способствуя распространению

вкуса к классическому искусству в Умбрии (Рафаэль), Тоскане (Фра Бартоломео) и 

Северной Италии (Франча Коста). Но сам Перуджино не последовал по тому пути,

рождению которого так способствовали его поиски широты и монументальности.

Среди других значительных  произведений художника следует отметить тондо

"Мадонна с ангелами и святыми" (Париж Лувр),"Аполлон и Марсий" (там же),

"Св. Себастьян" (там же и Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) "Оплакивание Христа" (1495 Флоренция Палаццо Питти), "Мария Магдалина" (там же), триптих из Павийской Чертозы (Лондонац. гал.), "Мадонна с младенцем" (Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина)оскресение (Ватикан, пинакотека), "Обручение Марии" (Кан, Музей изящных искусств) и множество замечательных портретов - Франческо делле Опере (1494 Флоренция Уффици), дон Бьяджо Миланези и дон Бальдассаре ди Антонио ди Анджело (там же) и Портрет молодого человека (между 1495-1500 Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).

У Перуджино было много учеников и подражателей, среди которых можно назвать Тиберио из Ассизи Джанникола ди Паоло Эусебио ди Сан Джордже и Спанья.

 

                                                      ГАЛЕРЕЯ ПЕРУДЖИНО

                            

     

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz